Товарищи, что случилось с россиянами, с нашим патриотизмом, с отношением к родной истории? Почему мы проявляем безразличие к хорошему прошлому? Такого в нашем государстве не бывало.
И печатно, и устно воспевают не героев, а дезертиров, диссидентов, предателей, перевёртышей, тех, кто приносил и приносит не пользу, а вред своей стране. Благодаря усилиям демагогов обеляются и превозносятся вероотступники начиная с Власова и заканчивая современными клятвопреступниками, нарушившими присягу.
Порядочные люди в таких случаях кончают жизнь самоубийством, а наши перевёртыши лезут на пьедестал, объявляют себя строителями нового общества, созидателями новой цивилизационной морали. Имена же истинных патриотов замалчиваются.
Задумайтесь, молодые, кто и зачем постоянно и настойчиво подрывает наши корни, отравляет сознание, образуя в мозгах вакуум, чтобы заполнить его ядовитым снадобьем, а новые поколения, не помнящие родства, пляшущие под чужую музыку, стали послушными рабами.
Я давно начала писать эту статью, да как-то забросила. А тут одно за другим события, вал очернительных нападок на советский строй заставили вернуться к этой теме.
Попытаюсь объяснить нынешней молодёжи такие советские понятия, как долг, совесть, честь. Они являются не только формой нравственного сознания личности, но и этической категорией, обладающей нормативным и оценочным содержанием. Помогают людям ориентироваться на правильное понимание общественных задач, оценивать свои поступки мерой их общественного значения.
В понятии долг отражается непосредственная связь личности с обществом. Какие общие признаки могут характеризовать людей высокого долга? Чёткое знание своих трудовых и общественных обязанностей. Глубокая идейная убеждённость.
Положительные волевые качества, необходимые для выполнения общественного долга: решительность, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей. Высокие организованность и сознательная дисциплинированность. Сознательное и активное участие в делах, свободное выполнение обязанностей, а не поиск выгоды. Привычка должного поведения.
Люди долга активны, деятельны. Неразвитое чувство долга делает человека неорганизованным, не способным к настойчивым усилиям. Человек без чувства долга живёт либо чувственными удовольствиями, либо приспосабливается к обстоятельствам, просто плывёт по течению.
Научившись побеждать себя, преодолевать соблазны, человек научится смотреть на себя глазами товарищей, оценивает силу и стойкость духа. В отношениях людей безусловной ценностью остаётся сам человек. Жизнь в обществе обязывает его к выполнению разнообразных требований.
Однако долг как высокая форма нравственного сознания личности может формулироваться только на основе постоянного контроля её (личности) поведения. Такой контроль осуществляется с двух сторон: с внешней – общественное мнение, с внутренней – сама личность, её совесть.
Совесть – высокий уровень сознательности человека, воспитание честности, принципиальности, заботы об общественных интересах. Не быть равнодушным! Человек, живущий в обществе, не может не задумываться, как относятся к нему окружающие люди, что о нём думают, какие оценки выносят его поступкам.
В. Н. Жуковский писал: «…О, совесть, наших дней закон и обвинитель, свидетель и судья…» Она проявляется не только в чувстве вины, раскаяния, стыда за совершённые поступки. Будучи связанной с долгом и личной моральной ответственностью, совесть является также активным средством выбора поступка.
Совестливый человек сознательно отдаёт предпочтение общему интересу, старается свои интересы подчинить интересам коллектива, партии, общества, не ищет сиюминутных выгод.
Жизнь породила потребность человека в общественном одобрении и уважении – сознании чувства чести. Честь – моральное понятие, указывающее на общественное признание деятельности человека, его заслуг, проявляющееся в уважении к нему, в его авторитете.
Сама этимология русского слова «честь» указывает на его происхождение от слова почитать, то есть уважать. Потребность в признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит своё достоинство.
В общественном плане достоинство означает моральную ценность, значимость человеческой личности. Нравственное достоинство – самоуважение, сознание и чувство своей ценности как личности.
Понятие о чести человека складывается как собирательное представление о совокупности качеств, которыми он обладает или должен обладать с учётом его общественного положения, выполняемых социальных ролей, классовой принадлежности. М. Ю. Лермонтов писал о Пушкине как о «невольнике чести», который погиб, вынужденный отстаивать своё человеческое достоинство в поединке.
Сегодня в диком капитализме понятие чести связано с понятием престижа – места, занимаемого человеком на той или иной ступени социальной лестницы. А это место в первую очередь определяется богатством, мерой влияния на других людей. Честь как престиж принижает и обесценивает личность человека, ставит людей в неравное положение. Сознание и достоинство – нравственная сила, заставляющая людей в любых обстоятельствах выполнять и требовать от окружающих соблюдения норм нравственности, человеческого общежития, культуры взаимоотношений, норм гуманизма и справедливости.
Честь – не только добрая слава о человеке. Она связана с деятельностью коллектива, профессией, с принадлежностью к партии, отношением к Родине.
Не уронить честь Родины – великий долг человека. Личная честь и есть достоинство. «Человек – это звучит гордо», – писал А. М. Горький.
Долг, совесть, честь, достоинство показывают, что подлинно нравственная личность обладает нравственным сознанием. А подлинно нравственное сознание – сознание с гармонично развитыми нравственными потребностями, с чётко выраженными чувством долга, совести, чести и достоинства. Если все эти формы сложились в прошлом, то их гармоничное развитие становится возможным лишь в условиях социалистического общества, где для этого есть все предпосылки.
Л. П. КТИТАРЕВА,
секретарь ГК КПРФ.
Будённовск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 1 июня 2017 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.