Суицид, т. е. самоубийство, – одно из самых пугающих явлений общественной жизни. Суицид – оглушительная оплеуха, которую мёртвые наносят живым, вызывая у них пожизненное чувство вины перед теми, кто почему-то лишил себя жизни добровольно. «Я не виновен в его смерти», – говорит человеку сознание. «Нет, ты виновен», – настаивает подсознание, как прокурор.
Особенно тяжело переживаются самоубийства детей и подростков. Ведь у взрослого человека ещё могут быть какие-то весомые причины убить себя. Самоубийство юной души – всегда непоправимая трагедия, в первую очередь для самого самоубийцы. Жизнь – не компьютерные стрелялки, где у героя может быть несколько жизней. У человека она всего одна и больше никогда не будет. Но подростки этого не понимают…
9 марта 2017 года Президент РФ В. В. Путин, выступая на расширенном заседании коллегии МВД России, высказал особую тревогу по поводу распространения сайтов, пропагандирующих суицид среди детей и подростков. И призвал правоохранительные органы активно пресекать действия хозяев, создателей и администраторов подобных сайтов, назвав их преступниками, поддержал ужесточение наказания за склонение детей к суициду. Наконец-то и высшая власть в России обеспокоилась проблемой молодёжных суицидов, которая уже давно тревожит родителей, школьных педагогов и психологов. Неужто высшему руководству страны не известно, что Россия начиная с 90-х лидирует в Европе по подростковым суицидам?
И совсем убийственным для нынешнего политического режима является тот факт, что Российская Федерация в сравнении с Советским Союзом – сущий ад для молодых людей. П. Астахов обнародовал в Госдуме следующие цифры: в России ежегодно фиксируется 300 детей-самоубийц и 1500 самоубийц-подростков. (Напомним, что в России проживают более 140 млн человек). А вот данные по советской эпохе: с 1953 по 1985 гг. в СССР покончили с собой 617 детей и подростков. Вдумаемся в эту цифру: за 32 года в 250-миллионной стране произошло всего 617 трагедий, связанных с молодёжным суицидом.
В чём дело, господа? Подстрекатели из социальных сетей виноваты? Конечно, виноваты, но их вина ничтожна по сравнению с виной государства перед молодыми людьми. Главных мотивов самоубийств детей и подростков три: меня никто не любит (разлюбили); я никому не нужен, остался совсем один; я никогда не стану знатным и богатым. Зачем жить? Жизнь бессмысленна…
Как учитываются эти мотивы российским государством? Оно их просто усугубляет.
О любви
Государство грубо вмешивается в семейные отношения. Закон «о шлепках», принятый Думой якобы в защиту детей от родительского насилия, будет способствовать ещё большему отчуждению в отношениях между родителями и детьми. О какой любви может идти речь, особенно когда подросток поймёт, что он может держать родителей в страхе, шантажировать их? Накажете – донесу… (Ещё иные «моралисты» смеют швырять камни в Павлика Морозова).
Об одиночестве
Государство разрушило коллективные основы школьной жизни. Организации октябрят, пионеров, комсомольцев ликвидированы, а взамен не создано ничего стоящего. Но молодёжь живёт выводком (стихийно возникающими группами), как сказал пусть грубо, но правдиво один политик. Однако неорганизованные группы молодых людей имеют положительную направленность, по словам А. С. Макаренко, лишь в счастливом случае. А в прочих случаях развитие отношений в таких группах происходит по уголовным законам. Значит, юный человек в кругу ровесников чувствует себя или «паханом», говоря уголовным языком, если он лидер, или «шестёркой». Или он вообще оказывается вне такого коллектива, т. е. в полном одиночестве. В итоге в суррогатных коллективах детей и подростков сверстники нередко доводят до самоубийства, а вне их легко дойти до суицида и самому, раз человек оказывается один и нет друзей.
О смысле жизни
Государство, отказавшись от коммунистических идей, лишило смысла бытия миллионы людей, уничтожило сам смысл существования СССР. Страна до сих пор не вышла из этого духовного шока. Многие взрослые люди или умерли, или спились, или просто изъяли себя из жизни, например, как это сделала поэтесса-фронтовичка Юлия Друнина.
Казалось бы, молодых это не должно было коснуться вообще: у них нет коммунистических убеждений и не могло быть. Но что им предложено в качестве смысла жизни? Смыслом стало сплошное потребительство: бери от жизни всё! Кто хочет стать миллионером? Оттянись в своём формате! И т. д. Какой это ужас для молодёжи, которая генетически стремится к честной и возвышенной жизни! Юная душа, пусть и втайне, но мечтает не о капитализме, а об идеализме. Есть молодые люди, которые завидуют старикам: «Вам-то хорошо, у вас всегда были смысл жизни и борьба». Но идеализма сегодня молодёжь не видит нигде и ни в чём. Как тут не поддаться искусу самоубийства или глупого риска: перебегания, например, трассы с интенсивным движением автомобилей… Игра со смертью? Что можно сделать в этой ситуации? Господа, верните хотя бы литературный идеализм – верните Н. А. Островского в школу! Пусть каждый школьник прочтёт роман «Как закалялась сталь». Неужели он не тронет юную душу, если она есть или пока она есть? Ведь на этом романе воспитывались несколько поколений людей.
Жизненный подвиг, совершённый Николаем Алексеевичем Островским, не имеет аналогов в истории. Кто знает более высокий пример деятельной борьбы за жизнь – пусть назовёт его. Прикованный почти на десятилетие к постели, лишённый возможности двигаться и видеть, переживая с ума сводящую боль и находясь ежечасно на грани жизни и смерти, он в таком состоянии сумел получить среднее и высшее образование, написать две книги, работая при этом ежедневно по 12-16 часов. Рукопись первой книги была потеряна. Островский был вынужден всё восстанавливать с нуля по памяти. Да одно только это могло сломать едва ли не любого творческого человека.
Островский мученик? Нет, он называл себя одним из счастливейших людей на свете. Что придавало ему силы жить и работать? Как раз то, над чем сегодня многие смеются и издеваются – силы ему придавали коммунистические убеждения. Процитируем Островского:
«Я чувствую, что таю. И спешу уловить каждую минуту, пока чувствую огромное пламя в сердце и пока светел мой мозг. Меня подстерегает гибель, и это усиливает жажду жизни. Я не герой на час. Я победил все трагедии своей жизни: слепоту, неподвижность, безумную боль. Я очень счастливый человек».
«Я – маленькая дождевая капля, в которой отразилось солнце партии».
Читая такое, не может устыдиться человек, который пасует перед несравнимо меньшими трудностями и проблемами. Стыдно лезть в петлю из-за мелочей. Или прыгать с крыши дома, принимать яд, вскрывать вены. Стыдно перед подвигом Островского. Неужели молодые люди этого не поймут? Неужто и взрослые не поймут, что преступно изымать роман «Как закалялась сталь» из школьной программы?
Н. Ф. БОНДАРЕНКО,
кандидат педагогических наук.
P. S. Советская власть наградила Островского орденом Ленина, присвоила воинское звание бригадного комиссара. Ему были подарены дом в Сочи и квартира в Москве на улице Горького, переулок Пречистинский был переименован в переулок Островского. Нынешняя власть вернула переулку прежнее название, изъяла творчество Островского из школьной программы и, видимо, надеется вообще вычеркнуть его имя из памяти народа. Стыдись, Россия!
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 18 мая 2017 г.на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.