28 марта исполнилось 425 лет со дня рождения Яна Коменского
Государственная Дума РФ приняла так называемый «закон о шлепках», предусматривающий уголовную ответственность родителей за применение физического насилия в отношении своих детей. Удивительное дело, согласно либеральным взглядам, роль государства в области экономики должна быть сведена к минимуму, а вот в семейных делах, получается, его роль возрастает. Что это? Мудрость или последний писк своеобразно понимаемого гуманизма – заботы о детях?
На самом деле это пик педагогической безграмотности государственных мужей. Вместо обучения родителей педагогике государство озаботилось их наказанием. Но разве не понятно, что наказание родителей есть также и наказание самих детей, о благе которых государство якобы заботится? Думские деятели демонстрируют удивительное непонимание сути психологии семейных отношений, а именно того, что нет родителей, которые бы не любили своих детей (исключения не в счёт), как и нет более страшного наказания для детей, чем лишать их общения с родителями. Дети всегда любят и защищают даже самых неудачных своих родителей: про мать-пьяницу или отца они скорее всего скажут, что он (она) хороший, «но слабохарактерный», как говорится в фильме «Джентльмены удачи».
Чтобы помочь семье, государство должно заняться другим делом – ликвидацией дремучей педагогической безграмотности родителей. Все они должны пройти ликбез при школах или других педагогических заведениях. И сдать соответствующие зачёты. За отказ от прохождения педагогических курсов – наказание в виде штрафов. Но наше государство предпочитает другой путь – карательной педагогики, худшего из путей защиты детей от домашнего насилия.
О важности педагогического образования родителей уместно напомнить в связи с тем, что в марте исполнилось 425 лет со дня рождения основоположника мировой научной педагогической мысли чешского педагога, систематизатора классно-урочной системы, писателя и священника Яна Амоса Коменского (1592–1670). Его перу принадлежит книга «Великая дидактика», которую можно назвать библией для родителей и педагогов. Её никак не может заменить библия религиозная, которая учит прибегать к насилию при воспитании детей. Процитируем Соломона: «…Кто щадит жезл свой, ненавидит своего сына». И еще: «Сокрушай рёбра его, доколе он молод, чтобы, сделавшись упорным, он не вышел из повиновения тебе». (Интересно бы знать, как депутаты, прикидывающиеся верующими, согласуют свой закон «о шлепках» с этой «мудростью» Соломона?)
Но кто из родителей хотя бы раз в жизни открывал «Великую дидактику» Яна Коменского? Может быть, один из тысячи… Между тем написанная в 1638 году, эта книга не только актуальна по содержанию, но и стоит впереди многих нынешних педагогических новшеств, которые навязаны современной школе в качестве последних достижений педагогической науки.
Чтение «Великой дидактики» – непростое и по объёму, и по содержанию, и по методике изложения, но увлекательное, как детектив, и полезное, как инструкция. Первое её прочтение подобно выходу в своеобразный педагогический космос. Читая её, нельзя не устыдиться своей педагогической безграмотности и не прийти к мысли о том, что наши дети по большей части становятся хорошими не благодаря усилиям родителей или педагогов, а вопреки им. Ибо наша «стихийная педагогическая практика» подобна знахарству в медицине. Потому родители и бьют детей – от педагогической безграмотности. А государство будто бы этого не понимает. Повысьте педагогическую грамотность родителей, и проблема избиения детей разрешится едва ли не сама собой.
Но дожидаться практических шагов в этом отношении от российского государства, видимо, не приходится. (Хотя в советскую эпоху такая практика, добровольная, существовала: родитель мог записаться в школе в педагогический кружок и овладеть хотя бы основами педагогической работы с детьми). Сегодня приходится возлагать главную надежду на то, чтобы родители сами, хотя бы самые сознательные из них, взяли в руки педагогическую книжку, лучше всего – «Великую дидактику» или «Материнскую школу» Коменского – и расширили свой педагогический кругозор.
«Великая дидактика» издана фактически на всех главных языках народов мира, в том числе и на русском. В нашей стране последний раз она издавалась в 1982 году. Но её легко найти в Интернете. Главные идеи книги – пансофия, т. е. обучение всех и всему, и природосообразность, т. е. учёт природных, возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей, не прибегая при этом к насилию.
Ян Коменский, видимо, пришёл бы в ужас, узнав о том, что современная школа учит детей не гуманизму, а успешности, а образованность школьников измеряется при помощи ЕГЭ. Он считал, что школы должны стать мастерскими гуманизма, и призывал в их условиях «приучать умы, точно молодые деревца, развиваться из собственного корня…»
Понимают современные педагоги и родители, что означают эти слова? А вот в XVII веке их понимали, по крайней мере, сторонники идей Коменского. Понимали их и в России такие талантливые педагоги, как Г. С. Сковорода, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Д. И. Менделеев и другие. И не только понимали, но и обогащали идеи Коменского результатами собственных изысканий и открытий в области педагогики.
Государство, займись не наказанием родителей, а их педагогическим просвещением!
Н. Ф. БОНДАРЕНКО,
кандидат педагогических наук.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 30 марта 2017 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.