Прошло 17 лет с того времени, когда был подписан договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Строительство его предстояло завершить до 2006 года. Срок давно миновал, но спросите белоруса и россиянина: живут ли они в одном государстве? Увы! Его так и не создали: российское руководство разрушило стержень Союзного договора. Об этом много сказано и написано. Но жизнь заставляет вернуться к событиям, оборвавшим интеграционную колею. И ответить на главный вопрос: что способствовало блокировке объединительного процесса?
Очевидное — невероятное
Казалось, дорога к Союзному государству была открыта. Помню, как встретили весть о договоре россияне и белорусы. «Впечатление такое, что история совершила виток и с гибельной колеи, на которую столкнули её политики-геростраты, переходит на колею созидательную, по мере сил и возможностей выправляя сотворённое ими уродство», – в строках репортажа «Первый шаг к братскому Союзу» отражалось общее настроение.
Все понимали: путь предстоит нелёгкий. «Появилась реальная возможность создавать Союзное государство. Но пока – только возможность. Поскольку силы, противостоящие этому делу, велики и могущественны», – предостережения, высказанные в репортаже, хоть и воспринимались серьёзно, не могли омрачить чувство общего праздника.
На волне радостных ожиданий через шесть дней Союзный договор был ратифицирован Госдумой («красной» Думой, треть которой составляли коммунисты) и белорусским парламентом. С единодушием, непривычным для того раздорного времени: лишь три депутата (в Думе) выступили против.
Надежда восстановить порушенный общий дом появилась не только у белорусов и россиян. После того как был подписан белорусско-российский договор, за присоединение к «Союзу двух» высказались более 90% жителей Таджикистана. Многолюдные митинги – с таким же требованием – потрясли Казахстан и Украину. Политическая элита стран СНГ уже не могла сопротивляться движению, поднявшемуся из глубин народа. За то, чтобы присоединиться к Союзному государству, проголосовал парламент Киргизии, а в высшем законодательном органе Армении был создан для этой цели Координационный совет. По просьбе руководства Молдавии Парламентское собрание Союза Беларуси и России предоставило её парламенту статус постоянного наблюдателя. Даже Кучма, признанный самостийник западного уклона, на одном из саммитов СНГ заявил: «Покажите нам его (белорусско-российского Союза) преимущества – куда мы после этого денемся?»
Ситуацию, более благоприятную для союзного строительства, трудно было представить. 20 января 2000 года А. Лукашенко и В. Путин обменялись ратификационными грамотами договора. «Надеюсь, что к осени мы изберём совместный парламент, который начнёт принимать законы, в том числе и прямого действия», – сказал на пресс-конференции президент Беларуси. Но, несмотря на то что он был Председателем Госсовета Союзного государства, важнейший пункт, намеченный договором, выполнить не удалось из-за противодействия российской стороны.
А через два года после обмена ратификационными грамотами Путин отказался от договора. Идею его признал неприемлемой: «Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы у нас появился какой-то наднациональный орган». Это было бы, мол, по советскому образцу. И предложил ввести Беларусь в состав России — вариант непроходимый и явно провокационный, перечёркивающий уже начатую на постсоветском пространстве интеграцию. По его настоянию организационные вопросы строительства Союзного государства — принятие Конституционного акта и формирование наднациональных управленческих структур – вынесли за скобки переговоров.
Вслед за организационным был подорван экономический фундамент интеграции. Сначала в лютые февральские морозы «Газпром» перекрыл Беларуси подачу газа – под предлогом задолженности. Хотя дрейфовавшей в сторону НАТО Украине, долг которой был в 15 раз больше, подачу его не сократили. Как и многократно превысившей нормы задолженности Грузии, которая проводила проамериканскую, антироссийскую политику.
Несмотря на то что в отличие от украинцев и грузин белорусы регулярно оплачивали текущие счета и по договорённому графику погашали прежнюю задолженность, вентиль перекрыли только им. Затем российское руководство вопреки Союзному договору в одностороннем порядке вдвое подняло для Беларуси цену на газ. И развязало против неё нескончаемые войны: от нефтегазовых, мясных, молочных до сахарной, кондитерской, пивной и табачной.
Случаи, когда верхушка отдельных государств шла на слом международных договоров и позволяла себе их растаптывать, в истории известны. Но чтобы недружественные действия были направлены против ближайшего союзника, к тому же, родственного по крови титульной нации своей страны, — с таким человечество не сталкивалось.
Что способствовало успеху российской власти, не допустившей государственного единства братских народов?
Их главное оружие
Не успел Путин прилюдно отречься от Союзного договора, как началась кампания в поддержку его «новой прагматичной политики». Вся кремлёвская рать обрушилась на Лукашенко. «В целом, говоря о реакции президента Беларуси на предложения нашего президента, хочется сказать: не надо искать поводов для нереализации уже существующей договорённости в рамках договора.
Такое ощущение, что ищется повод, чтобы действительно не идти вперёд, а иметь возможность для каких-то целей топтаться на месте», – выпалил перед телекамерами бывший председатель Совета Федерации С. Миронов. Что, как можно было понять, означало: Лукашенко выступает против Союзного договора.
Главный в ту пору единоросс и спикер Госдумы Б. Грызлов доказывал, что Союзное государство с Беларусью невозможно: и направление в развитии её неправильное, и экономический курс – неэффективный. Хотя незадолго до этого восхищался «высочайшим уровнем» белорусской экономики, объясняя причину её успехов: «По моему твёрдому убеждению, вы развиваетесь в правильном направлении, и надеюсь, что оно сохранится».
Олег СТЕПАНЕНКО, соб. корр. «Правды».
Минск.
(Продолжение в следующем номере)
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 9 февраля 2017 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.