Как принято уважительно называть наш Невинномысск? Чаше всего — город-труженик, индустриальная столица Ставрополья, город в рабочей спецовке. Красивые названия, справедливые. Вот только вопрос: город-труженик должен жить так, как живёт сейчас Невинномысск? И ещё важнее – как должен жить наш город?
На первый вопрос ответ очевиден – Невинномысск должен жить гораздо лучше, чем в настоящее время.
У Невинномысска, как и у большинства городов России, судьба никогда не была лёгкой. Городом стал в 1939 году, а уже в 42-м – фашистская оккупация, после освобождения в январе 1943 года – тяжёлое восстановление хозяйства. Взлёт промышленности в 50-60 годах ХХ века. Невинномысск становится городом, который мы знаем и сейчас. Контрреволюция конца 80-х – начала 90-х годов, приватизация, уничтожение и подрыв крупных производств – КПФ, шерстяного комбината, глубочайший в истории экономический кризис, – всё это утяжелило жизнь Невинномысска.
И всё же в этих условиях удалось сохранить управляемость городским хозяйством. Прежде всего потому, что Горэлектросеть, Водоканал, Теплосеть, предприятие по благоустройству, РЭУ, ПАТП не были приватизированы.
Администрация Виктора Ивановича Ледовского, избранного главой города в 2004 году, не только сохранила муниципальные предприятия, но и укрепила их. Пришлось отстаивать их от приватизации, на которой настаивали федеральные и краевые власти, обещавшие массовые капитальные ремонты — только, мол, приватизируйте. Ледовской не позволил приватизировать муниципальные предприятия. Время показало, что действовал он правильно, тогда как сменившие его на посту главы города быстро и дёшево продали созданные городом муниципальные предприятия.
А ведь ни горожане, ни государство, ни закон не снимают ответственности городских властей за электро-, водо-, теплоснабжение. Как этой ответственности соответствовать, когда предприятия проданы в частные руки? Как наводить порядок в городе, когда некогда мощное предприятие по благоустройству развалено? Как власть может способствовать сохранению жилищно-коммунального хозяйства, а тем более его развитию, когда почти все РЭУ, управляющие компании – частные?
Необходимо возродить муниципальные предприятия, в первую очередь – РЭУ, а также использовать законные средства, в том числе и оставшуюся муниципальную собственность, на сети (водопроводные, канализационные и др.) для подчинения работы частных фирм стратегии развития города и интересам горожан, в том числе для сдерживания тарифов.
Как может Невинномысск жить лучше, если единственный путепровод через железнодорожную магистраль находится в аварийном состоянии? Даже если бы путепровод не был аварийным, то всем ясно, что его одного уже недостаточно. Систематические «пробки» – лишнее подтверждение тому.
Следовательно, необходимо построить новый путепровод по линии ул. Степная – Партизанская. Кто-то может посчитать, что это нереальная цель, слишком дорого. На самом деле даже после создания тоннеля в районе ПРП или организации переезда по линии ул. Менделеева – пер. Безвыходный острейшая транспортная проблема Невинномысска решена не будет. Существующий путепровод может прекратить функционирование в любой момент. От аварийности его спасёт только реконструкция, а совершить её можно после постройки нового путепровода.
В 2004 году кое-кто считал, что и мост через Кубань построить не удастся… Но уже в 2008 г. четырёхполосный красавец был готов, к тому же, успели построить ещё один мост – однопутный, который уже девять лет служит горожанам.
Так что властям города надо поставить цель – построить новый путепровод. Настоящую, необходимую цель всегда можно достигнуть.
А теперь о беде – дорогах Невинномысска. Как нечаянно пошутила муниципальная служащая одного из российских городов – «асфальт у нас не приживается». А у нас в городе «прижились» неровности. За исключением нескольких улиц, дорожное полотно – сплошная неровность. Как съезжаешь с трассы или въезжаешь с отличной дороги села Ивановского в город – так и «скачешь» по неровностям. Выход здесь один – каждый год полностью застилать новым асфальтом не менее пяти наиболее важных улиц города. На это потребуется около 50 млн руб. в год, что вполне подъёмно для городского бюджета. Тем более что Невинномысску должна доставаться часть акциза за горючее, который каждый водитель оплачивает.
А теперь о самом важном – экологии и техногенной безопасности города. Для её обеспечения необходима реконструкция всех опасных и вредных производств. Судя по пропаганде основного предприятия города, определённая реконструкция на Невинномысском «Азоте» происходит. Но, учитывая, что большая часть производств создана в 60-70-х годах, властям города необходимо требовать комплексной реконструкции Невинномысского «Азота» и ГРЭС, а также ужесточать экологические требования ко всем предприятиям, в том числе расположенным в региональном индустриальном парке, да и к птицекомбинату, который замучил жителей закубанской части города запахом вредного меркаптана.
Возникает закономерный вопрос – откуда взять деньги на дороги, на повышение зарплат бюджетникам, на ремонты детсадов и школ, на его уборку и украшение? Ведь город уже сейчас задолжал несколько сотен миллионов рублей.
А ведь в 2009 году администрация Ледовского передала новой власти бюджет без долгов с резервом в несколько сотен миллионов рублей. И это при том, что бюджетникам тогда выплачивали муниципальные надбавки, которые после Ледовского отменили.
Для того чтобы город начал жить лучше, необходимо значительно увеличить бюджет Невинномысска. Основные пути: получение части налога на прибыль и рост подоходного налога (НДФЛ). Администрациям Семенченко и Ледовского удавалось получать в бюджет сотни миллионов рублей из налога на прибыль. Сейчас город от этого источника ничего не имеет. А без налога на прибыль эффективность того же регионального индустриального парка падает. Следовательно, надо обеспечить поступление в бюджет налога на прибыль. Промышленная столица края пока мало что получает от промышленности и от других предприятий.
В бюджет города поступает около половины подоходного налога. Для увеличения этого основного источника дохода нужен значительный рост заработных плат работников, в первую очередь промышленных предприятий. Следовательно, властям и профсоюзам надо плотно поработать с собственниками и менеджментом предприятий ради повышения зарплаты работников. Это может принести не только сотни миллионов в бюджет города, но и благополучие в тысячи семей невинномыссцев.
Город наш может и должен жить лучше! Пусть он перестанет отставать от соседей в отношении дорог, ухоженности, чистоты улиц и атмосферы. Город-труженик умеет хорошо трудиться и должен хорошо и с оптимизмом жить. А для этого нужно, чтобы власти ответственно и с энтузиазмом, руководствуясь коренными интересами горожан, взялись за решение стратегических задач развития Невинномысска.
О. А. МАЗУР,
секретарь городского комитета КПРФ,
доктор экономических наук,
член редколлегии «Родины».
Невинномысск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» № 25 (1030) на сайте ЦК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» № 25 (1030) на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.