Конституция Российской Федерации провозглашает высшим и единственным источником власти в России её многонациональный народ, который осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также непосредственно через участие в референдумах и выборах. Народ свободно и демократично через выборы и референдумы непосредственно пользуется своим правом.
Но так ли это на самом деле?
Прежде чем перейти к исследованию и анализу избирательного права в Российской Федерации, считаю необходимым сделать содержательное введение, чтобы читатель смог понять автора, его мотивы, цели и вникнуть в суть.
На протяжении более десяти лет я не просто изучал избирательное законодательство, которое стремительно менялось, но также и непосредственно пытался воспользоваться данным мне конституционным правом.
В 2012 году будучи далёким от политических предпочтений, заинтересовавшись вопросом «свободных и демократических выборов», объединившись в небольшой коллектив целеустремлённых ребят без финансового багажа и влиятельной руки, подали документы в Территориальную избирательную комиссию Предгорного района Ставропольского края. Но к нашему большому удивлению после регистрации в качестве кандидатов в депутаты органа местного самоуправления в судебном порядке регистрацию отменили всем кандидатам за формулировку в заявлении «сторонник КПРФ», «домохозяйка» по решению суда.
Данная ситуация только наполнила моё стремление вникнуть в избирательное право, что позволило мне спустя годы стать небольшим специалистом в области избирательного законодательства, получив неоценимый практический опыт в закромах судебного произвола.
Мы ежегодно стали участвовать в выборах всех уровней в качестве доверенных лиц, наблюдателей, членов комиссий, кандидатов в представительные органы, стороны в судебном процессе. И каждые выборы — отдельное произведение искусства, о которых можно рассказывать очень много.
Вникая в суть политических распрей, определившись с политическим вектором, в 2017 году очередная попытка воспользоваться своим конституционным правом на выборах в органы местного самоуправления увенчалась очередным судебным разбирательством с последующей отменой регистрации более чем 30 кандидатов.
В 2017 году были поданы первые пробные жалобы на кандидатов других политических партий, с указанием на безумное количество ошибок при оформлении документов. Но всё, конечно же, осталось без внимания и надлежащей оценки, мало того, практика показала, что такие избирательные комиссии идут по карьерной лестнице и поощряются высшими наградами ЦИК РФ.
Предоставив на суде заверенные копии документов, выданные Территориальной избирательной комиссией Предгорного района, суд принял позицию этой же комиссии о якобы ошибочно выданных черновиках, которые являются внутренними документами ТИК и не служат основанием к регистрации кандидатов. Позиция суда была направлена на упущенные исковые сроки обращения несмотря на то, что Территориальная избирательная комиссия выдала копии по заявлению через месяц и об указанных нарушениях заявителю не было известно ранее.
После такого грандиозного фиаско борьба за свои конституционные права вышла на новую стадию — глубокого анализа избирательного законодательства и последующих выводов.
Анализ нескольких созывов показал, что муниципальные, а тем более краевые депутаты Ставрополья далеко не бедные люди, и с каждым годом имеется тенденция на увеличение процента состоятельных депутатов. Возникает вопрос: зачем они идут в депутаты, неужели представлять интересы трудового народа?
Ещё немаловажный факт того, что побеждают на выборах представители практически только одной партии (пример: Ставропольский край), неужели представители других партий или самовыдвиженцы не достойны представлять интересы своих избирателей? На эти и другие вопросы мы нашли ответы, и, надеюсь, найдут наши читатели, может быть, не в этой статье, но обязательно ознакомившись с моей будущей дипломной работой.
В 2020 году власть, имея ручных муниципальных депутатов, пошла на ликвидацию сельских администраций и соответственно роспуск Советов депутатов.
Так очередные выборы показали яркий пример отсутствия конституционного права для людей, имеющих свою точку зрения и не плывущих по течению, с представителями действующей власти.
Был поставлен прямой ультиматум: «Либо вы отзываете своих кандидатов, либо мы ваш коллектив проредим». С первым вариантом мы не согласились и в очередной раз начались судебные разбирательства.
Грани избирательного законодательства на очередных выборах испарились и, казалось бы, то, что оттачивалось годами, не имеет совершенства. О каких правах, прописанных в Конституции Российской Федерации, идёт речь, когда можно допускать к избирательному процессу только избранных и, показывая демократию, пропускать небольшой процент случайных людей? С введением нового избирательного законодательства в 2022 году этот процент приблизился к нулю.
В 2021 году используя весь арсенал полученного опыта, мы решили увидеть реальный и действительный результат волеизъявления народа на парламентских выборах, максимально исключив факты фальсификаций на избирательном участке и поняв, что за любые деяния члены избиркомов не привлекаются к ответственности.
Мы воспользовались действующим законодательством и назначили максимальное количество членов с правом совещательного голоса, наблюдателей, снарядили их видеокамерами, провели обучение в рамках действующего законодательства и …
Победа! А народ-то на честных выборах голосует не так, как нам показывают официальные источники (несмотря на административный ресурс, возможность проведения «каруселей», избиение кандидатов на избирательных участках, членов комиссий, угрозы и порчу имущества кандидатов).
Мы смогли прежде всего себе доказать возможность проведения честных парламентских выборов на небольшом количестве избирательных участков. Об этом свидетельствует результат, прямо противоположный основной массе результатов по Ставропольскому краю на избирательных участках Предгорного района Ставропольского края.
В рамках данной статьи большой анализ объёмного избирательного законодательства сделает её тяжёлой для читателя, поэтому постараюсь проанализировать права гражданина Российской Федерации на участие в выборах и референдумах в более доступной форме. Тем не менее она поможет нам сделать ёмкий и конкретный вывод по итогам проведённой работы.
Ст. 5 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — ФЗ №67-ФЗ) говорит о равном избирательном праве и праве на участие в референдуме, однако это право ограничено равными основаниями.
Казалось бы, как равные основания могут повлиять на конституционное право гражданина избирать и быть избранным, участвовать в референдуме? Однако именно этой формулировкой пользуются суды, в своих решениях указывая на нарушение принципа равенства кандидатов.
Считаю, что когда кандидат умышленно искажает информацию о себе, скрывает судимость, предоставляет поддельные документы, конечно это нарушает принцип равенства кандидатов, но, анализируя судебную практику мы видим, что в равные основания включают всё до абсурда, когда регистрацию кандидата могут отменить по любой надуманной причине.
Анализ судебной практики показал, что любая опечатка может послужить отменой регистрации, любая информация, указанная в заявлении и подтверждённая документом, может ставиться под сомнение без экспертизы или надлежащего анализа. А так как выборный процесс очень скоротечен и в рамках кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, участвующее в деле, обязано доказывать обстоятельства, на которые оноссылается как на основания своих требований или возражений, зачастую выборы для кандидата заканчиваются и в дальнейшем что-либо доказать не представляется возможным.
Данная информация носит практическую ценность для граждан Российской Федерации желающих воспользоваться своим конституционным правом на участие в выборах и референдумах, поможет в выявлении проблем в праве и открывает новый взгляд на имеющиеся в избирательном законодательстве.
Предложения по изменению законодательства в части выдвижения и регистрации кандидатов (глава V. Гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов, реализации инициативы проведения референдума), снимет ограничение в реализации граждан своего конституционного права.
Выборы в представительные органы местного самоуправления должны быть доступными для всех граждан Российской Федерации, обладающих пассивным избирательным правом с максимально простой и доступной регистрацией без возможности вмешиваться в выборные процессы, за небольшим исключением с конкретизированным перечнем нарушений, по которому можно прекратить полномочия выборного должностного лица (в случае его избрания) только в судебном порядке.
Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть доступными для всех граждан Российской Федерации, обладающих пассивным избирательным правом, регистрация граждан в качестве кандидатов в депутаты в органы государственной власти субъекта Российской Федерации для депутатов представительного органа местного самоуправления осуществлять по упрощённому принципу без возможности вмешиваться в выборные процессы за небольшим исключением с конкретизированным перечнем нарушений, по которому можно прекратить полномочия выборного должностного лица (в случае его избрания) в судебном порядке.
Выборы в федеральные органы государственной власти проводить по аналогии выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, учитывая увеличение количества депутатских мандатов, а также строгое определение количества избирателей: один от трёхсот тысяч.
Данные изменения позволят действительно высшему и единственному источнику власти- её многонациональному народу- участвовать непосредственно в процессах развития и созидания Российской Федерации через органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также непосредственно через участие в референдумах и выборахпозволит создать свободные и демократические выборы, в которых избирательное законодательство поэтапно направлено снизу вверх, а не наоборот.
Андрей СЕРДЮКОВ,
первый секретарь Предгорного РК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 14 сентября 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.