В повестку дня партийной работы и всей общественной жизни России сегодня вынесен как один из важнейших вопрос сохранения и защиты от полного уничтожения великой русской культуры. Уже немногие помнят, что в истории человечества отмечались три великих культурных взлёта: Античность, Возрождение и русская литература ХIХ века. Уже одно это ставит Россию на пьедестал, которым может гордиться каждый.
В эти дни отмечается 195-летие со дня рождения великого русского писателя, мыслителя, публициста, просветителя, член-корреспондента Императорской Академии наук по разряду изящной словесности Льва Николаевича Толстого, который ещё при жизни был признан главой русской литературы и оказал огромное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе.
Скажу коротко о его ранней биографии, о начале долгого и славного пути. Родился в Ясной Поляне в 1828 году. Первоначальное образование получил в семье, как было принято в аристократических семьях того времени. К семнадцати годам знал шестнадцать языков, много читал и изучал философию. Последующее образование получил в Императорском казанском университете. Но, как отмечали современники, в большей части занимался самообразованием.
В 1851 году поступил на военную службу на Кавказе. В 1853 году началась Крымская война, и Толстой по его личной просьбе был переведён сначала в Дунайскую армию, затем в осаждённый Севастополь. Как офицер-артиллерист, в 1854 году участвовал в боевых действиях русской армии против англо-французских и турецких интервентов.
В апреле-мае 1855 года Толстой со своей батареей находился на самом опасном месте Севастопольской обороны — знаменитом четвёртом бастионе. Был награждён орденом св. Анны с надписью «За храбрость», медалями «За защиту Севастополя». И его батальные сцены в книгах — не плод фантазии, а лично пережитые впечатления. Отсюда художественное мастерство Толстого в военных сценах, например, в описании Шенграбенского сражения, которое военные специалисты характеризовали как «верх исторической и художественной правды».
Собрание его сочинений составляет сто томов. Среди них много раз прочитанные нами романы, повести и рассказы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Кавказский пленник», «ХаджиМурат», «Детство», «Отрочество», «Юность», «Отец Сергий» и т.д. Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки для детей, даже школьная Азбука.
Произведения Льва Толстого неоднократно экранизировались в нашей стране и за рубежом, его пьесы ставились на сценах всего мира. А о том, как публиковались его книги, можно судить по одному факту: роман «Воскресение» сразу же после публикации в России был переведён на основные европейские языки.
Если бы мы сейчас стали описывать очаровательные образы его героев, которые идут с нами по жизни — Николая, Наташи и Пети Ростовых, Пьера Безухова, Василия Денисова, олицетворяющего образ Дениса Давыдова, полководца Багратиона, Андрея и Мари Болконских, Кити и Константина Левиных, тончайшие движения их души и благородство нравов, — это бы заняло немало газетных страниц.
Писать о творчестве Л.Н. Толстого трудно именно потому, что каждая написанная им страница увлекает, очаровывает, и мы зачитываемся, забывая о том, для чего открыли очередной том великого писателя.
Возьмём, к примеру, самый любимый четырёхтомник — роман «Война и мир», описывающий русское общество в эпоху войны против Наполеона в 1805- 1812 годах.
Неоднократно он был признан одним из наиболее значимых произведений мировой литературы. Вот лишь несколько высказываний о нём известных людей.
И.А. Гончаров: «Это положительно русская «Илиада», обнимающая громадную эпоху, громадное событие и представляющая историческую галерею великих лиц, списанных с натуры живою кистью великим мастером!».
Ф.М. Достоевский: «Писатель… должен знать до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность. У нас, по-моему, один только блистает этим — граф Лев Толстой».
Н.С. Лесков: «Многими блестящими страницами своего труда автор обнаружил в себе все необходимые качества для настоящего эпоса». И.С. Тургенев: «Это великое произведение великого писателя — и это подлинная Россия».
А.П. Чехов: «Умер Л.Н. Толстой, но в его наследстве есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему».
Р. Роллан: «Это произведение, как жизнь, не имеет ни начала, ни конца. Оно — сама жизнь в её вечном движении».
Э. Хэмингуэй: «Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого».
Т. Манн: «Война и мир» — самое сильное в мировой литературе произведение о войне».
Главный герой романа — декабрист. И хотя сам роман «Декабрист» так и не был написан, но «Война и мир» представляет собой предысторию восстания 1825 года — ярко, убедительно, исторично подтверждая ожидание грядущих событий судьбами конкретных личностей.
Читатель понимает: великие жертвы, принесённые во имя спасения Отечества в войнах с Наполеоном и порождённые войнами высокий дух патриотизма, бесстрашия и жажды вольности, не могут просто так исчезнуть. Дух свободы, навеянный освободительной войной, несли в душе и рядовые воины-победители, освободившие Россию и Европу от тирана, и дворяне-офицеры, герои Отечественной войны 1812 года.
Назревало восстание против царизма, которое, как показал в последних главах «Войны и мира» Л.Н. Толстой, расколет дворянское общество на два непримиримых лагеря — борцов за свободу народа и защитников царского самодержавия, своих частнособственнических прав и привилегий. Раскол произойдёт и в дворянских семьях. Это будет началом русской революции».
Сам Л.Н. Толстой в начале 80-х годов порвал со взглядами высшей помещичьей знати России, к которой он принадлежал. Заканчивая в 1882 году автобиографический труд «Исповедь», он писал: «Я отрёкся от жизни нашего круга». Среди великих смыслов «Войны и мира» есть и такой: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Его произведения выносят беспощадный приговор морали, нравам, устоям, царящим в высшем обществе. Свои политические взгляды Толстой изложил в публицистических статьях «Не могу молчать», «Одумайтесь!», «Истинная свобода», «Письмо к революционеру», «К политическим деятелям».
В статье «Не могу молчать» Л.Н. Толстой пишет: «Возмутительно, когда один человек может отнять у другого его труд, деньги, корову, лошадь, может отнять даже его сына, дочь — это возмутительно, но насколько возмутительнее то, что может один человек отнять у другого его душу, может заставить его сделать то, что губит его духовное «я», лишает его духовного блага…». «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершаемом передо мной и влекущем за собой погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества».
Статью Льва Николаевича «Не могу молчать» опубликовали в переводах многие английские, немецкие, итальянские, французские и другие иностранные газеты. В России ряд газет, опубликовавших отрывки из статьи «Не могу молчать», поплатились большими штрафами.
Издатель севастопольской газеты, опубликовавший статью и расклеивший её полный текст по городу, был арестован и отдан под суд. Статья широко распространилась в стране в рукописных списках, печаталась подпольными революционными организациями. Лишь в 1917 году, изданная благодаря Издательской Комиссии Московского Совета Солдатских Депутатов, получила открытый доступ к читателям.
Владимир Ильич Ленин высоко ценил творчество гения русской литературы, говорил о нём как о замечательном реалисте, «срывавшем все и всяческие маски». Ильич поддерживал его революционные идеи в статьях «Лев Толстой как зеркало русской революции», «Л.Н. Толстой», «Толстой и пролетарская борьба», «Л.Н. Толстой и современное рабочее движение», «Л.Н. Толстой и его эпоха».
В статье «Лев Толстой как зеркало русской революции», опубликованной впервые в газете «Пролетарий» в 1908 году, В.И. Ленин писал: «Острая ломка «всех старых устоев» деревенской России обострила его внимание, углубила интерес к происходящему вокруг него, привела к перелому всего его мировоззрения. По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати России – он порвал со всеми привычными взглядами этой среды и в своих последних произведениях обрушился страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев, вообще на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь» (М., Политиздат, 1986 г., стр. 24).
Последние произведения Л.Н. Толстого действительно были зеркалом противоречий, в которые было поставлено крестьянство в грядущей революции. С одной стороны, века крепостного гнёта и десятилетия пореформенного разорения накопили горы ненависти, злобы и отчаянной решимости, требовавших действия. Л.Н. Толстой беспощадно критиковал капиталистическую эксплуатацию, рост нищеты, одичалости и мучений рабочих масс. С другой стороны, он проповедовал «непротивление злу насилием», искренне верил в возможность мирным путём разрешить накопившиеся противоречия и даже невольно стал основателем движения «толстовства».
Статьи В.И. Ленина о Толстом раскрывают всю сложность творчества писателя и его связь с коренными вопросами русской революции, всю противоречивость взглядов Толстого, пытавшегося совместить борьбу с крепостничеством и полицейщиной с проповедью «непротивления злу насилием». «Правильно оценить творчество Толстого можно только с точки зрения революционного рабочего класса, на деле доказавшего свою преданность народу, умение быть до конца последовательным в борьбе за его интересы», — подчёркивал В.И. Ленин.
Так сегодня большинством старшеклассников изучается русская классика. Эти ребята никогда не прочтут великих неповторимых строк Льва Толстого, пробуждающих высокие чувства гордости за свой народ и глубокие размышления о его исторических судьбах:
«…Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с грубой простотой и целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие.
И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передаёт её великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью».
Вера ЛЕНКИНА.
ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ МУДРОСТИ ИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЙ Л.Н. ТОЛСТОГО
- Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть.
- Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции, национальных героев, обречена на вымирание.
- Улучшить условия общественной жизни может только нравственное совершенствование людей.
- Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол.
- Смысл жизни в служении людям. Жить для одного себя нельзя. Это духовная смерть.
- Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.
- Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
- Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
- Без любви жить легче. Но без неё нет смысла.
- Язык — душа нации, язык — это есть живая плоть идеи, чувства, мысли.
- Русский язык — настоящий, сильный, где нужно — строгий, серьёзный, где нужно — бойкий, живой.
- Нравственность человека видна в его отношении к слову.
- Великий праздник — хорошая, правильная книга.
- Старайся дать уму как можно больше пищи.
- Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень много, не знаяl самого нужного.
- Несомненное условие счастья есть труд.
- У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю всё, что у меня есть.
- Назначение разума — открывание истины. Не бойся незнания. Бойся ложного знания. От него всё зло мира.
- Детей не отпугнёшь суровостью, они не переносят только лжи.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 7 сентября 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.