Мы все родом из детства. И мало кто может похвастаться примерным поведением в те далёкие и счастливые годы. За непослушание зачастую удостаивались соразмерной «награды». Слыша от родителей воспитательные речи, вскользь звучало «плохиш». Интересное слово, которое со временем обрело смысловую нагрузку.
Устойчивое выражение «мальчиш-плохиш» появилось благодаря А.П. Гайдару и его «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове». И несло оно нарицательный характер как собирательный образ плохих поступков в лице одного персонажа. Сказка повествует о доброй и злой стороне, но для начала нужно понять, что такое добро и зло.
Принято считать, что мир основывается на равновесии и гармонии. То есть добро и зло спокойно сосуществуют рядом в равных пропорциях. Сразу вспоминается символ из китайской философии «инь и ян». Но в тоже время мы помним фразу «Добро всегда побеждает зло».
Однако давайте на секунду представим мир в виде чистого белого листа, где нет устоев, не придуманы законы, и мы не имеем представления о морали. Все люди только сегодня родились, и вчера никогда не существовало. Что тогда? Как понять, где добрый поступок, а где злой?
Например, насилие или причинение вреда человеку — это проявление зла, но понимаем мы это благодаря тому, что с детства нам так говорили. В данной ситуации нет этого воспитания, и отношение к таким действиям может быть другим, как и проявление доброты не будет восприниматься как таковое. Ведь нет самих понятий добра и зла.
Следовательно, и понимание, и разграничение этих противоположностей складывается из многовековой истории человечества, её анализа, и закладывается оно ещё в раннем детстве сначала родителями, а потом и государством. Далее следует и ещё один факт: чтобы понять добро, нужно познать зло.
Видя с одной стороны негативные действия, например, молодёжь оскверняет памятник истории, и позитивные, где другая группа молодых людей ухаживает и восстанавливает его. Анализируя это, мы приходим к выводу и пониманию, как поступать хорошо, а как плохо. В народе так и говорят: «Не зная зла, не познаешь добра».
Художественное произведение советского писателя Аркадия Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» впервые было опубликовано в апреле 1933 года в газете «Пионерская правда» и впоследствии печаталось как часть повести «Военная тайна».
По сюжету, только закончилась война. Страна Советов зажила мирно. В одной деревне жил Мальчиш-Кибальчиш с отцом и старшим братом. Но напали на страну проклятые буржуины из-за Чёрных гор.
«- Эй, вставайте! — крикнул всадник. — Пришла беда, откуда не ждали. Напал на нас из-за Чёрных гор проклятый буржуин. Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды. Бьются с буржуинами наши отряды, и мчатся гонцы звать на помощь далёкую Красную Армию.
После того как на войну ушли отец и старший брат Мальчиша-Кибальчиша, в деревне остались одни мальчиши. И когда боец Красной Армии в очередной раз прибыл за подмогой, то не нашёл никого, кроме старика.
— Эй, вставайте! — закричал он в последний раз. — И снаряды есть, да стрелки побиты. И винтовки есть, да бойцов мало. И помощь близка, да силы нету. Эй, вставайте, кто ещё остался! Только бы нам ночь простоять да день продержаться!
Глянул Мальчиш-Кибальчиш на улицу: пустая улица. Не хлопают ставни, не скрипят ворота — некому вставать: и отцы ушли, и братья ушли — никого не осталось.
Только видит Мальчиш, что вышел из ворот один старый дед во сто лет. Хотел дед винтовку поднять, да такой он старый, что не поднимет. Хотел дед саблю нацепить, да такой он слабый, что не нацепит. Сел тогда дед на завалинку, опустил голову и заплакал…
Больно тогда Мальчишу стало. Выскочил тогда Мальчиш-Кибальчиш на улицу и громко-громко крикнул:
— Эй же вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в своё проклятое буржуинство?
Как услышали такие слова мальчиши-малыши, как заорут они на все голоса! Кто в дверь выбегает, кто в окно вылезает, кто через плетень скачет.
Только один Мальчиш-Плохиш решил помочь противнику ради собственной выгоды и, сделав вид, что тоже идёт сражаться, на самом деле выгадывал момент для предательства. Такой момент вскоре представился: Мальчиш-Плохиш поджёг склад с боеприпасами мальчишей и тем самым помог буржуинам схватить Мальчиша-Кибальчиша.
— Радуйтесь! — кричит он им. — Это всё я, Плохиш, сделал. Я дров нарубил, я сена натащил, и зажёг я все ящики с чёрными бомбами, с белыми снарядами да с жёлтыми патронами. То-то сейчас грохнет!
Обрадовались тогда буржуины, записали поскорее Мальчиша-Плохиша в своё буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья.
Сидит Мальчиш-Плохиш, жрёт и радуется».
И вот у нас два персонажа: Мальчиш-Кибальчиш и Мальчиш-Плохиш. Добро и зло. Но как нам показывает автор? Кибальчиш — мальчик, который встал на защиту своей родины и светлого будущего молодой советской страны, так рьяно сражавшейся с мировым капитализмом. Видя, как ушли и не вернулись его отец и старший брат, он с отвагой ринулся на врага с такими же, как и он, ребятами. Не стыдливо спрятался, не услужливо сбежал, а с гордостью принял этот бой.
И Плохиш, который вместе с ребятами откликнулся, но лишь выжидал удобного момента, чтобы предать. А цена? Цена этого предательства была бочка варенья да целая корзина печенья. Не задумываясь о будущем своей Родины, нет, на это он не был способен, не задумываясь даже о своём будущем, он получил мимолётное желаемое, личный интерес, что в духе капитализма в целом.
А есть ли в этом схожесть с нынешним временем в заискивании перед Западом? Со всеми либералами и иноагентами, их «осмысленными» выверенными речами, восхваляющими западный образ жизни, скрытым лживым лицемерием под маской заботы о будущем нашей страны.
Они не приводят в пример Советский Союз с его социальным, политическим и экономическим строем,на деле, доказавшем свою правоту. Не вспоминают великие открытия и победы тех лет, напротив, стараются исказить события прошлого и отвернуть потомков от пути процветания. Они упрямо пропагандируют европейские ценности, всё больше затаскивая наш народ в кабалу капитализма, уверенно утверждая, что мы станем желанными братьями, полноправными членами западного мира и хозяевами собственной жизни. Не упоминая лишь одно — капитализму не нужны свободные люди, ему нужны руки рабов, для процветания единиц.
И цена таким либералам иноагентам не изменилась за сто лет — всё та же бочка варенья да целая корзина печенья. Правда, именуется она долларами, но по итогу суть не меняется. Задумываются ли они, какое место уготовано им в том мире, который они насаждают нам?
Однако вернёмся к сказке.
Заковали Мальчиша в тяжёлые цепи и посадили в каменную башню. Главный Буржуин отдал приказ своим буржуинам пытать Мальчиша-Кибальчиша самой страшной Мукой, чтобы выпытать у него Военную Тайну Красной Армии.
« — Мы погубим этого Мальчиша. Но пусть он сначала расскажет нам всю их Военную Тайну. Вы идите, буржуины, и спросите у него:
— Отчего, Мальчиш, бились с Красной Армией Сорок Царей да Сорок Королей, бились, бились, да только сами разбились?
— Отчего, Мальчиш, и все тюрьмы полны, и все каторги забиты, и все жандармы на углах, и все войска на ногах, а нет нам покоя ни в светлый день, ни в тёмную ночь?
— Отчего, Мальчиш, проклятый Кибальчиш, и в моём Высоком Буржуинстве, и в другом — Равнинном Королевстве, и в третьем — Снежном Царстве, и в четвёртом — Знойном Государстве в тот же день, в раннюю весну, и в тот же день, в позднюю осень, на разных языках, но те же песни поют, в разных руках, но те же знамёна несут, те же речи говорят, то же думают и то же делают?
Вы спросите, буржуины:
— Нет ли, Мальчиш, у Красной Армии военного секрета? Пусть он расскажет секрет.
— Нет ли у наших рабочих чужой помощи? И пусть он расскажет, откуда помощь.
— Нет ли, Мальчиш, тайного хода из вашей страны во все другие страны, по которому как у вас кликнут, так у нас откликаются, как у вас запоют, так у нас подхватывают, что у вас скажут, над тем у нас задумываются?».
Но Мальчиш-Кибальчиш отказался сообщить, что это за Тайна, и рассмеялся им в лицо.
И что это была за тайна, нам не сложно догадаться. Ответ кроется в тексте: Красная Армия состояла из простых людей и сражалась за идею социализма, равенства, будущее своей страны – государства, в котором народ и будет хозяином, где всё созданное работает ВО благо всех, а не НА благо единиц.
И тюрьмы были полны, и жандармы выставлены, но покоя не было буржуям. Ведь идею не удержишь в камере, а злобный оскал капитализма мучил людей по всему миру, и везде находились смельчаки, воспротивившиеся ему. Отсюда и песни пели одинаковые, и знамёна несли те же.
Но не в мотивах и цветах заключалась их схожесть. Нет. Она заключалась в их идейной составляющей, не навязанной кем-то свыше и сокрытой под идеей борьбы за справедливость. Идея была вымучена людьми и заключалась в социальном равенстве. Тайна проста: Красная Армия — это люди, которые сражались не за бочку варенья да целую корзину печенья, они сражались со страшным врагом — идеей капитализма.
Вскоре подоспела на подмогу Красная Армия и разгромила армию буржуинов, но слишком поздно. Мальчиш-Кибальчиш погиб, но память о нём осталась:
«Плывут пароходы — привет Мальчишу!
Пролетают лётчики — привет Мальчишу!
Пробегают паровозы — привет Мальчишу!
А пройдут пионеры — салют Мальчишу!
Вот вам, ребята, и вся сказка».
Андрей КАЧУРОВ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 7 сентября 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.