Цитата выпуска
«Моим любимейшим автором был Чернышевский… Энциклопедичность знаний Чернышевского, яркость его революционных взглядов, беспощадный полемический талант меня покорили. Существуют музыканты, о которых говорят, что у них абсолютный слух, существуют другие люди, о которых можно сказать, что они обладают абсолютным революционным чутьём. Таким был Маркс, таким же и Чернышевский».
В.И. ЛЕНИН.
Наши великие соотечественники
ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ РЕВОЛЮЦИОНЕРА
Русский писатель, литературный критик, публицист Николай Гаврилович Чернышевский, 195-летие со дня рождения которого отмечается в эти дни, в 60-е годы ХIХ столетия был крайне радикальным и очень популярным революционным философом, «русским Марксом». Занимаясь одновременно революционной деятельностью, он стал одним из лидеров революционной демократии в России и оказал существенное влияние на формирование марксистской теории в целом.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ
Как известно, революционно-освободительное движение в России проходило в три этапа. Первый — дворянский, когда против самодержавия выступила самая образованная часть общества декабристы. На втором этапе за освобождение народа от гнёта царизма выступили так называемые разночинцы — литераторы, учителя, врачи и другие представители интеллигенции. Третий этап — пролетарский, он-то и закончился Великой Октябрьской социалистической революцией и переходом всей полноты власти в стране в руки народа.
О декабристах В.И. Ленин говорил: «Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа». Разночинцы пошли дальше, они занялись политическим просвещением народа, всё ещё верившего в хорошего царя, и, по существу, принесли в народ революционные идеи. К ним принадлежал и революционер-демократ Николай Гаврилович Чернышевский.
Он родился в Саратове 12 (24) июля 1828 года в семье священника Гавриила Ивановича Чернышевского. Учился под руководством отца, многосторонне образованного человека. Начитанность молодого человека ещё в детстве поражала окружающих.
В 1842 году он поступил в Саратовскую духовную семинарию, время пребывания в которой в основном использовал для самообразования: изучал языки, историю, географию, теорию словесности, русскую грамматику. Не закончив семинарию, в 1846 году поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет.
За годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения. Чернышевский сознательно готовил себя к революционной деятельности. В 1850 году, окончив курс кандидатом, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе. Здесь молодой учитель использовал своё положение для пропаганды революционных идей.
В 1858 году Чернышевский был назначен первым редактором журнала «Военный сборник» и привёл в революционные кружки ряд русских офицеров. После оглашения в 1861 году Манифеста об отмене крепостного права в России он выступает с целым рядом статей, критикующих реформу. Не являясь формально членом кружка «Земля и воля», Чернышевский тем не менее стал его идейным вдохновителем и попал под тайный надзор правительства. С началом 60-х годов он становится центральной фигурой в русской социальной мысли.
ФИЛОСОФ-МАТЕРИАЛИСТ
Главным философским трудом Н.Г. Чернышевского считается его магистерская диссертация «Антропологический примат в философии», где он отстаивает материалистическую позицию и поддерживает мысль Л. Фейербаха: «Бог — плод воображения человека… На место любви к богу мы должны поставить любовь к человеку. На место веры в бога — веру человека в самого себя».
Однако Чернышевский сделал решительный шаг вперёд по сравнению с созерцательным материализмом Фейербаха. Он понял революционную роль диалектики в деле социальных преобразований. А это был шаг от теории к практике революционной борьбы.
Огромную популярность по сегодняшний день имеет другой его философский труд — диссертация «Эстетическое отношение искусства к действительности».Защита диссертации стала большим общественным событием, а властями была расценена как революционное выступление. Чернышевский был первым мыслителем, который связал представления народа о прекрасном с его представлениями о здоровом и разумном трудовом образе жизни.
В отличие от западных эстетов он критиковал «искусство для искусства» и заявлял, что предметом художественного изображения должна быть вся область жизни и природы, в первую очередь разнообразный мир социальных явлений и внутренний мир человека.
Утверждение Н.Г. Чернышевского «Прекрасное есть жизнь» всем известно со школьных лет. Но это не значит, что жизнь прекрасна всегда. Автор вносит одно уточнение: прекрасны в жизни те явления, в которых мы видим жизнь такой, какой она должна быть по нашим понятиям. Даже представления о женской красоте, как подчёркивает автор, «зависят от социальных условий жизни и различаются у разных слоёв общества».
А искусство, писал он, «пусть довольствуется своим прекрасным высоким назначением в случае отсутствия действительности быть некоторою заменою её и быть для человека учебником жизни».
ЕГО РОЛЬ В СУДЬБЕ «СОВРЕМЕННИКА»
С 1847 года Н.А. Некрасов вместе с И.И. Панаевым издаёт и редактирует «Современник» — журнал, основанный А.С. Пушкиным, потускневший после его смерти под редакцией П.А. Плетнёва.В журнале при Некрасове появляется много новых авторов и замечательных произведений.
Некрасов заключает «обязательное соглашение с И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым, А.Н. Островским, в соответствии с которым все их новые произведения должны печататься только в этом журнале. В 1854 году по приглашению Некрасова постоянным сотрудником «Современника» стал Н.Г. Чернышевский, а затем — литературный критик Н.А. Добролюбов.
В это время в своих статьях Чернышевский разоблачал русских либералов, стремившихся сохранить монархию. Критиковал буржуазную республику, которая не может дать настоящего равенства, и доказывал необходимость создания революционной организации. В философских работах утверждал, что основным источником знания является опыт, а критерий истины -практика. За восемь лет его сотрудничества в «Современнике» журнал стал лучшим боевым органом революционной демократии, какого до сих пор не было в России.
Центральное место в его статьях в «Современнике» и в «Петербургских ведомостях» занимал вопрос об аграрных реформах в стране. В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией врагом российской империи номер один назывался Н.Г. Чернышевский.
В 1962 году после очередного цензурного ужесточения распоряжением правительства выпуск «Современника» был приостановлен на восемь месяцев «за вредное направление», а затем был арестован и сам Чернышевский.
После возобновления выхода журнала Некрасов опубликовал на страницах «Современника» роман Чернышевского «Что делать?» по частям. Спустя четыре года вышло распоряжение о закрытии «Современника» навсегда.
Идеи «Современника» Н.А. Некрасов продолжил в журнале «Отечественные записки», который начал выходить в 1868 году. А Н.Г. Чернышевский провёл в Петропавловской крепости два года, затем был сослан на каторгу и вечное поселение в Сибирь, где находился сначала на руднике, а с сентября 1865 года — в тюрьме Александровского завода. После окончания срока каторги его ожидало переселение в Якутию в Вилюйск, где климат и холодное здание тюрьмы оказались для него губительными.
В конце жизни, приехав в Астрахань, Чернышевский надеялся вернуться к активной литературной деятельности. Слава его росла. Но публикации его работ, хотя и под псевдонимом, были затруднены, и только после революции 1905 года его произведения стали публиковаться. Умер Николай Гаврилович Чернышевский в родном Саратове в 1889 году. Его именем был назван Саратовский государственный университет.
Один из самых выразительных памятников Чернышевскому был открыт на Московском проспекте в Ленинграде. Его именем названы проспекты, станции метро, площади, сад в Санкт-Петербурге, посёлок городского типа на реке Вилюй у места ссылки великого революционера-демократа.
К. МАРКС И Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
В качестве одного из наиболее глубоких и оригинальных мыслителей Н.Г. Чернышевский сразу же был отмечен в Европе, и не кем-нибудь, а Марксом.
Фотография Чернышевского украшала рабочий кабинет Карла Маркса. В пятьдесят лет классик марксизма начал самостоятельно изучать русский язык, чтобы читать работы великого русского социалиста в подлиннике, а уже через полгода читал в подлиннике произведения Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского.
Чернышевский — почти единственный мыслитель, который в своё время сумел вплотную подойти к самым передовым идейным рубежам современной ему Европы, к идее исторического материализма, пониманию единого исторического процесса и его закономерностей. В сибирской ссылке у Чернышевского среди книг его вилюйской библиотеки был первый том русского издания «Капитала» в переводе Г.А. Лопатина и И.Н. Даниельсона.
В свою очередь К. Маркс проявил личное участие к наследию Чернышевского. Он содействовал заграничному изданию романа «Что делать?» и других работ Николая Гавриловича. В послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» Маркс писал: «Это банкротство буржуазной политической экономии мастерски выяснил уже в своих «Очерках политической экономии по Миллю» великий русский учёный и критик Чернышевский».
Госполитиздатом в 1948 году был издан конспект работы Н.Г. Чернышевского «Письма без адреса»,составленный. После смерти Карла Маркса в его личной библиотеке было обнаружено пять томов сочинений Чернышевского, на полях которых рукой Маркса сделаны восхищённые записи.
В.И. ЛЕНИН И Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
«Чернышевский, – писал В.И. Ленин, – умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя через препоны и рогатки цензуры идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей» (т. 20).
Роман «Что делать?» Владимир Ильич читал ещё подростком. Сохранились воспоминания о том, как он давал читать его товарищам по гимназии. Сохранилось и его высказывание: «Роман «Что делать?» меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь». Чернышевского Ленин считал своим учителем и в «Философских тетрадях» отвёл ему весьма почётное место.
Новое обращение В.И. Ленина к роману Чернышевского «Что делать?» было связано с тем моментом жизни, когда он после казни брата Александра Ильича раздумывал о путях революционного развития России, определяя свой путь. Уже в ранних работах В.И. Ленин обращается к трудам Чернышевского.
В конце января 1904 года в Женеве в беседе с революционерами Валентиновым, Воровским и Гусевым Владимир Ильич говорил о значении романа «Что делать?», влиянии научного и публицистического творчества Чернышевского на своё революционное развитие.
Анализируя характер крестьянской реформы 1861 года, Владимир Ильич в ряде случаев опирался на суждения Чернышевского, отмечая глубокое превосходное понимание им русской действительности. В справочном указателе к сочинениям В.И. Ленина названо 39 отрывков, в которых он упоминает о Чернышевском. Спустя 38 лет после выхода в свет романа «Что делать?» В.И. Ленин так же озаглавил своё произведение, посвящённое основам новой идеологии.
Книгу Ю.М. Стеклова «Н.Г. Чернышевский» Владимир Ильич конспектировал с октября 1909 по апрель 1911 года в 41 год, когда был уже Лениным. И писал о Чернышевском: «Замечательно глубокий критик капитализма», «Великорусский демократ, отдавший свою жизнь делу революции», «Русский великий социалист домарксова периода», «Один из первых социалистов России, замученный палачами правительства».
СОЗДАНИЕ ВЕЛИКОГО РОМАНА
Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» с интересом изучался в советской школе. По своему сюжету — это интригующая и завораживающая история любви прелестной женщины Веры Павловны Розальской, образец супружеских отношений ипример освобождения женщины от семейного рабства путём организации предприятий свободного труда без эксплуатации человека человеком с равным для всех правом собственности как на орудия и средства производства, так и на результаты труда.
Роман посвящён жене писателя Ольге Сократовне Чернышевской (Васильевой), дочери врача, на которой автор женился в 1850 году. Его сюжет основан на реальных событиях из жизни великого русского учёного И.М. Сеченова, которого олицетворяет образ Александра Кирсанова.
Об этой книге современники писали: «Роман Н.Г. Чернышевского — светлый, неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит живой водой всех, кто прикасается к нему. Он дарит нам наслаждение, воспитывает добрые чувства, учит любить и понимать жизнь. Чернышевский открывает нам дверь в светлое будущее, постепенно раскрывая идею романа, отвечая на вопрос «Что делать?».
Н.Г. Чернышевский писал свой роман, находясь в одиночной камере Петропавловской крепости с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 г. Рукопись частями передавалась в следственную комиссию по делу Чернышевского. Комиссия и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности.
Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник». Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.
По существу, в романе автор создал образ социалистического общества. В описанном им «обществе будущего» много общего с построенным в СССР социалистическим обществом. И не случайно Н.А. Некрасов посвятил автору своё стихотворение «Пророк», продолжая тему А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, которые создали свои стихотворения с тем же названием.
Нет сомнения в том, что наша Родина вернётся к социализму, и тогда великие пророчества революционера-демократа Николая Гавриловича Чернышевского вновь станут учебником и настольной книгой россиян.
По материалам из открытых источников подготовила
Вера ЛЕНКИНА.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 13 июля 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.
ФИЛОСОФ, ПИСАТЕЛЬ, ПУБЛИЦИСТ
ИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЙ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
* Все науки познать невозможно, но знать историю человек обязан, ибо история — душа человечества.
* Патриот — это человек, служащий родине, а Родина — это прежде всего народ.
* Высочайший патриотизм — страстное, беспредельное желание блага Родине.
* Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство — силою его патриотизма.
* Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души.
* Не люблю я этих господ, которые говорят: свобода, свобода — и эту свободу ограничивают тем, что сказали это слово да написали его в законах, а не вводят в жизнь. Уничтожают законы, говорящие о неравенстве, а не уничтожают социального порядка, при котором 9/10 народа — рабы и пролетарии; не в том дело, будет царь или нет, а в общественных отношениях, в том, чтобы один класс не сосал кровь другого.
* Ошибки людей сильного ума именно тем и бывают страшны, что они делаются мыслями множества других людей.
* Исторический путь — не тротуар Невского проспекта, он идёт целиком через поля то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри.
* Всё настоящее, хорошее приобретено борьбой и лишениями людей, готовивших его, и лучшее будущее должно готовиться точно так же.
* Без приобретения чувств гражданина ребёнок мужского пола, вырастая, делается существом средних, а потом и пожилых лет, но мужчиной он не становится или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера.
* Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечётся в такое множество дурных поступков, что приобретёт привычку к бесчестным правилам жизни.
* Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.
* Добро невозможно без оскорбления зла.
* Богатство — вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние — вещь, необходимая для счастья.
* Кто не предъявляет своих требований, о том никто не заботится.
* Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны.
*Изучать родной язык необходимо, чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей.
* Поэзия есть жизнь, действие, борьба, страсть.
* У разных сословий общества существуют разные представления о красоте. Истинные здоровые вкусы представляют те сословия, которые ведут трудовой образ жизни.
* Искусство — это нравственная деятельность человека. Оно должно объяснять жизнь. «Учить жизни» — значит учить гражданственности, мужеству, нравственности, учить видеть прекрасное в жизни.
* Источник прекрасного не в искусстве, а в жизни. Формы прекрасного не привносятся в жизнь искусством, а существуют объективно в самой действительности.
* Природа и жизнь — выше искусства. Произведения искусства не могут выдержать сравнения с живой действительностью.