Ностальгия — тоска по родине или прошлому. Именно так учёные классифицируют это явление. Принято относить данный факт к людям более возрастной категории. Но что именно влечёт людей, заставляет их оборачиваться в прошлое?
Зачастую можно услышать, что раньше фильмы, музыка, книги — всё было лучше, более правильно, что ли. Но рассматривать ностальгию как тоску по прошлому или родине неверно. Ведь старшее поколение тоскует не только по фильмам или музыке в отрыве от неё. Как раз таки тоска проявляется по конкретному временному отрезку их жизни в конкретном государстве с конкретной культурно-массовой жизнью. Причин этому множество.
Во-первых, вся жизнь человека поделена на определённые отрезки: детство, юность, зрелость и т.д., каждый из которых имеет свой ритм, свои интересы. И зачастую именно период молодости включает в себя наиболее интенсивный отрезок, в котором бурлит любовь, новые знакомства и друзей, первые трудовые победы; молодой человек вступает во взрослую жизнь, таящую в себе много нового.
В это время он активно слушает музыку, ходит в кино, и, естественно, всё познанное в этот период в дальнейшем ассоциируется у него с этим временем. И чем дальше человек отдаляется от своей молодости, тем больше его влечёт обратно.
Фильмы или музыка, комсомольские слёты, выезды на уборку, отдых в санаториях, всё это происходило в стране его молодости, в СССР. Именно государство создавало условия для развития молодёжи, организации его досуга. И, достигнув определённого возраста, человек начинает сравнивать, анализировать, в основном субъективно, и приходит к выводу, что раньше было лучше.
Во-вторых, вновь испытать вторую молодость- это естественное желание человека. Чувство первой влюблённости, товарищества, дружбы. Позволить себе вещи, которые в зрелом возрасте уже абсурдны, будь то длинные волосы, штаны клёш и многое другое, что уже не с руки взрослому человеку.
В третьих, изменилось государство, изменились ценности. Если в советский период всё было подчинено таким вечным ценностям, как труд, человечность, доброта, то в настоящее время появились новые: машины, дома, одежда… на первое место вышли деньги. Труд более не в почёте — модно быть блогером, кривляясь перед камерой, вещать на миллионную аудиторию чушь и околесицу. Телевидение всё больше восхваляет вымышленных героев в трико, коверкает историю. Фильмы о полиции в отличие от советской милиции показывают взяточничество, крышевание, и эти пороки не выставляются на осуждение, а просто преподносятся как данность.
И человеку, который прожил большую половину жизни в советском государстве с его ценностями и культурой, просто невозможно принять новые веяния в обществе. Именно поэтому он всё чаще вспоминает прошлое.
Но что же делать с людьми, которые не застали советскую эпоху, но всё равно отдают предпочтение её культурному быту? Всё чаще встречаются молодые люди, которые не просто слышали, а знают и любят советские фильмы, слушают песни советской эстрады. Ведь это уже не ностальгия. Это что-то более сложное. Или нет?
Ответ на этот вопрос также кроется в системе ценностей. Нынешний молодой человек, взрослея и сталкиваясь с вопросами взрослой жизни, ищет на них ответы. И эти ответы он черпает отовсюду. Но что он может почерпнуть из фильмов про супергероев в ярких трико или песнях, где каждое слово пропитано пошлостью, жаждой денег, пропагандой вредного образа жизни?
Безусловно, кто ищет — тот всегда найдёт, и даже в таких произведениях. Но будет ли это верным ответом или новоявленной ложью, что только собьёт с пути молодую душу. Именно поэтому взоры молодёжи устремляются к советской классике — легендарным комедиям Л. Гайдая, где легко и непринуждённо высмеиваются пороки людей, но в итоге «злодеи» получают заслуженное наказание.
К фильмам С. Ростоцкого, в частности, «Доживём до понедельника», в котором затрагиваются темы влюблённости, работы в коллективе, ответственности за детей, которых ты учишь. К телефильму «Семнадцать мгновений весны» Т. Лиозновой, снятому по одноимённому роману Ю.Семёнова, о сложной судьбе разведчика, истинного патриота своей Родины.
Фильмы не просто заставляют задуматься, они учат. Учат зачастую обыденности жизненных ситуаций. Великолепная актёрская игра, словно ты не просто смотришь на человека, играющего роль, нет, он живёт жизнью главного героя. Это и прельщает юного зрителя.
Это всё отображается и в музыке той эпохи. Пусть порой наивная, но мелодичная, пробуждающая всё доброе, вечное. А главное, она наполнена глубоким смыслом….
Смотря на исполнителей или актёров советской эпохи, ты видишь простого человека. Не современных «идолов» и «кумиров молодёжи», а простых людей, выполняющих свою работу. Оставаться всегда человеком, вот о чём забывают современные «деятели искусства».
И, конечно, по прошествии времени нынешняя молодёжь будет так же предаваться ностальгии, вспоминая свою молодость, но какие песни, фильмы и события придут им на ум — остаётся большим вопросом. Ведь не зря всё созданное в наше время сравнивают с жевательной резинкой – с вещью, которая вкусна и увлекательна лишь короткое время, превращаясь очень быстро в безвкусную резину.
С появлением Интернета процесс трансляции своих мыслей на аудиторию упростился до предела. И в итоге мы получаем абсолютно нефильтрованный поток «произведений», которые выстроены на двух аккордах или сняты на камеру телефона, но так притягательны для умов юной публики.
И дело не в самой молодёжи. Нет ни плохого поколения, ни хорошего – есть система воспитания и ценностей, которые неправильно выстроены или, хотелось бы верить, что неумышленно, подменены ложными. И если мы переживаем, что наши дети будут вспоминать в будущем, то необходимо менять систему ценностей начиная с семьи и бороться за неё на уровне государства.
Андрей КАЧУРОВ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 13 июля 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.