Сегодня в условиях регрессирующего Запада мы всё больше начинаем задумываться о подрастающих поколениях. О важности их творческого развития, реализации и патриотическом воспитании. Некогда забытый лозунг «Всё лучшее — детям» приобретает новую актуальность. Ведь всё новое хорошо забытое старое. И если с вопросом творческого развития и реализации всё обстоит неплохо, то процесс патриотического воспитания хромает на обе ноги. Но почему? Давайте разбираться.
Говоря о вопросе патриотического воспитания подрастающих поколений, нужно рассматривать этот вопрос более системно.
В первую очередь стоит понимать, что мы говорим об обширных возрастных рамках. Можно сказать, начиная с ясельной группы. Молодёжь же, по закону, — от 14 до 35 лет. И рассматривать данную проблему стоит в каждой из этих групп в отдельности, учитывая при этом, что результат есть совокупность взаимосвязанной работы в каждой из них.
Говоря проще, в каждой возрастной группе должен быть свой подход, учитывающий дальнейшее взросление и изменение взглядов и интересов. Так если мы говорим о детях дошкольного возраста и детях возраста начальной школы, условно объединив их в одну группу, то нужно понимать, что для них патриотизм что-то иллюзорное, сложное и непонятное.
Как и масштаб Родины сложно представим в силу детского мышления. И зарождение патриотического духа должно основываться на простых мелочах: не бросай мусор на улице, цени свой город, не ломай игрушки в садике и тому подобное.
Процесс должен быть схож с игрой, закладываться близким окружением: родителями, бабушками и дедушками. Постепенно вовлекая в него новых людей — воспитателей, тренеров секций, педагогов. И в этом кроется проблема.
Детский пытливый ум подобен губке, зачастую сложно воспринимая официальный язык учёбы, он тянется к более простым сформированным выводам. Услышав дома разговор родителей, где, к примеру, отец скажет, что с радостью переехал бы жить в европейскую страну, ребёнок на следующий день будет транслировать данную мысль своим сверстникам, подкрепляя её авторитетом отца и собственными домыслами. И такое незначительное действие со стороны родителей уже даст свои плоды и тем самым подорвёт процесс патриотического воспитания.
Быть патриотом невозможно заставить или научить, можно лишь увлечь, заинтересовать и направить ребёнка. Переходя к возрастной группе средней школы, мы сталкиваемся с новыми интересами и взглядами детей. В их жизни появляются Интернет, компания новых друзей и знакомых. Эти дети, пусть и в простой форме, но уже понимают устройство мира. Начинают сравнивать и анализировать. И очень важно фильтровать информацию, получаемую подростками.
Появляются первые предпосылки отрицания авторитета взрослых, юношеский максимализм. В этот период государство должно контролировать достоверность информации, бороться с ложной, а порой и разлагающей информацией, организовывать досуг.
Появляются детские общественные организации и объединения. Общественная организация — объединение граждан на основе общих интересов и целей. Как раз в целях и кроется основная неразбериха.
По данным министерства образования СК, на территории Ставропольского края действуют более 860 детских общественных объединений.
В это число входят как крупные организации: Ставропольское краевое отделение общероссийской общественной молодёжной организации в поддержку молодёжных инициатив «Ленинский коммунистический союз молодёжи Российской Федерации», Ставропольская краевая общественная детская организация «Пионеры Ставропольского края», Ставропольская краевая общественная организация «Российский Союз молодёжи», — так и объединения поменьше: «Милосердие», «Мы — россияне» и прочие.
Безусловно, все они координируются министерством образования, но координация не есть управление. Однако каждая организация имеет свой подход, программу и устав, и такая раздробленность влечёт за собой путаницу. Более того, не стоит забывать, что многие из этих объединений созданы лишь для участия в государственных конкурсах, их цель — получение грантов.
О процессе воспитания детей и молодёжи речь даже не ведётся, нет единой выработанной системы.
Существующие организации тянут воз патриотического воспитания в духе басни И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак». А в этом возрасте дети очень восприимчивы к информации. Дети от природы бунтари: начиная от простого постукивания ложкой в знак протеста против каши в саду и заканчивая бойкотами взрослым и отрицанием авторитетов в юношестве. И в столь ветреную пору их очень легко увлечь провокационными авантюрами.
Немаловажным аспектом выступает образовательный процесс. История своей страны, её литература и родная речь-то, без чего невозможно быть не только патриотом, но и полноценным гражданином. И данные знания не должны вдалбливаться в головы детей, школа должна побуждать и заинтересовывать.
Зачастую дети подвержены ложному утверждению, что патриотизм проявляется в сражениях и защите своей Родины. Не стоит ломать, следует кратно расширять, объясняя, что каждый защищает её по-своему.
Инженер создаёт машины, строитель строит, врач лечит, учитель учит. И все эти люди трудятся на благо Родины. Именно в этом цель патриотизма, цель каждой организации, имеющей в своём названии слово «детская».
И, переходя к молодёжи, мы получаем молодых граждан в возрасте от 14 до 35 лет. Это люди, которые готовятся или уже вступают во взрослую жизнь: едут учиться, работать, создают семьи. В этот промежуток времени чуть ослабевают связи с родными, юношеский максимализм достигает пика. Молодые люди сталкиваются с проблемами взрослой жизни и иногда не в силах их побороть, подвергают критике государство.
В критике нет ничего плохого, если она здоровая и обоснованная, но недопустимо появление разлагающих мыслей. Государство должно слышать молодёжь, принимать участие в решении проблем, чётко переключать и направлять юношеские порывы в нужное русло, обеспечивать необходимые условия для реализации молодёжи.
Детские и молодёжные организации должны нести нагрузку не просто объединений по интересам, а выступать путеводителем во взрослую жизнь. Быть инструментом реализации молодёжи. Однако сегодня одна организация делает уклон в пользу военной тематики, другая основывается лишь на культурно-массовых мероприятиях, но общую идею, связывающую эту работу, найти сложно.
Прикрываясь воспитанием патриотов страны, многие даже не задумываются о важности этих слов, руша процесс становления гражданина, давая лишь частичное видение и ложные горизонты. И ответственность за эти процессы лежит на взрослых состоявшихся людях — руководителях объединений.
Без идеологии, единых целей и методов невозможно получить необходимый результат. Именно поэтому в 30-е годы при строительстве Советского государства сотни тысяч молодых людей трудились сверх нормы на благо своей Родины.
Ребята понимали всю важность собственного труда, верили и знали, что их страна, пусть пока не идеальная, станет такой. В том числе благодаря и их труду. Они не смотрели, где лучше жизнь, они создавали её сами в своей стране. Появились передовики на предприятиях, герои-солдаты, без колебаний жертвовавшие собой на фронтах Великой Отечественной войны, первые космонавты и великие учёные. Они думали не о себе, а о Родине.
Задел этих мыслей был заложен Всесоюзной пионерской организацией имени В.И. Ленина и Всесоюзным ленинским коммунистическим союзом молодёжи.
Быть пионером было почётно. Даже маленькими действиями, будь то сбор макулатуры, субботник в школе или простой скворечник, повешенный во дворе, пионеры улучшали свою Родину.
Государство воспитывало уважение к труду. «Намотай себе на ус: Все работы хороши, Выбирай На вкус!»
«Всё лучшее — детям» — фраза, ставшая символом Страны Советов. Строились лучшие в мире пионерские лагеря, организовывались комсомольские слёты, всё было заключено в идее развития подрастающих поколений. Ведь будущие страны — её молодёжь.
Становясь комсомольцами, молодые люди сталкивались с новыми вызовами, закалявшими их характер, учились взаимодействию в коллективе, брать ответственность за себя и товарищей. В них зарождалось и развивалось осознание важности каждого человека, его жизни и труда на благо собственной страны. Поэтому, говоря о патриотическом воспитании подрастающих поколений, следует понимать, что процесс должен быть выстроен системно.
Такая система была в СССР, в ней мы нуждаемся и сегодня. Именно КПРФ, основываясь на опыте прошлого, должна возглавить и курировать данную работу.
Ведь Советский Союз единственный доказал всему миру состоятельность своего подхода к делу воспитания подрастающих поколений. Мы должны строить нашу работу, не просто опираясь на пионерию и комсомол, а работать совместно каждый день и каждый миг.
Андрей КАЧУРОВ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 6 июля 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.