Заканчивая публикацию статьи В.Н. Зубенко «Великие ответы марксистской философии», обращаем внимание читателей на то, что в статье речь идёт об источниках создания теории марксизма, а также о том, что марксизм-ленинизм — живая, развивающаяся теория, наука о прошлом, настоящем и будущем человечества. Долг коммуниста — изучать теорию развития общества на пути к социализму и коммунизму.
Рождение диалектического материализма
Но в четвёртом разделе своего философского труда Фридрих Энгельс показывает, что и Гегель, и Фейербах не были отброшены в сторону. На их школах «образовалось ещё иное направление, единственное, которое действительно принесло плоды. Это направление связано с именем Маркса».
Энгельс был очень скромным человеком, и в сорокалетней своей работе с Марксом никогда не выпячивал свои обоснования в разработке теории, так как искренне считал, что огромнейшая часть основных руководящих мыслей, особенно в экономической и исторической области, их окончательная чёткая формулировка принадлежат Марксу. Вот как он об этом сказал: «Маркс был гений, мы в лучшем случае — таланты. Без него наша теория далеко не была бы теперь тем, что она есть. Поэтому она по праву носит его имя».
Что впитала в себя благодаря Марксу и Энгельсу марксистская философия из передовых идей философской мысли того времени?
Во-первых, творчески переработав классическое наследие великих философов-идеалистов, освободив это учение от ошибок и противоречий и взяв из него всё самое ценное, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали новое философское направление — диалектический материализм. Это стало революционным переворотом в философии.
За исходную точку в нём была взята революционная сторона гегелевской философии — диалектический метод. Но у Гегеля диалектика трактовалась как процесс саморазвития в сфере понятий, в сфере мысли. Развитие в природе и в истории трактовалось им как отпечаток самодвижения понятий.
Новое философское учение, обосновывая материалистическую точку зрения, переворачивает гегелевскую диалектику с головы и ставит её на ноги. Оно утверждает диалектику как науку о законах развития и внешнего мира, и человеческого мышления. При этом мысль, мышление есть продукт высокоорганизованной материи — человеческого мозга, что доказывает первичность материи и вторичность сознания.
Материалистическая диалектика положительно отвечает на вторую сторону основного вопроса философии: Познаваем ли мир? Да, познаваем. Наши знания, научно подтверждённые или подтверждённые практическим опытом, есть субъективное отражение объективной реальности. Это отражение тождественно данной объективной реальности.
Законы общественного развития познаваемы
Во-вторых, в диалектическом материализме твёрдо закрепились подмеченные философскими мыслителями ХIХ века два принципа диалектики: первый — любое явление, событие, процесс или предмет следует рассматривать с точки зрения их развития, это с одной стороны; а с другой — рассматривать их во взаимосвязи со всеми сторонами этих предметов, явлений и процессов.
Критерием истинности является практика. Диалектическая истина всегда носит относительный характер. Абсолютная истина прекращает всякое движение или развитие, это застывшее явление, она ничтожна.
Материалистическая диалектика стала возможна благодаря, по Ф. Энгельсу, огромному обобщению эмпирического (опытного) материала, накопленного в ходе развития естествознания, прежде всего благодаря трём великим научным открытиям — открытию клетки, превращения энергии и, наконец, благодаря эволюционной теории Ч. Дарвина.
В-третьих, преодолев ограниченность материализма Л. Фейербаха, основоположники нового материалистического мировоззрения распространили принцип материализма и на познание общества: бытие общества первично, общественное сознание вторично.
Законы общественного развития познаваемы, и, зная их, человечество способно управлять и регулировать общественное развитие.
Величайшая заслуга марксистской философии в том, что она впервые дала строго научное определение движущей силы истории. И заключается она в столкновении интересов, в борьбе (разрешении противоречий) социальных классов, которые возникают и развиваются под воздействием экономических отношений.
Энгельс подчёркивает, что разрешение этих противоречий неизбежно требует избавления производительных сил от их оков посредством изменения способа производства. «Таким образом, по крайней мере для новейшей истории, доказано, что всякая идеологическая борьба есть борьба классовая, всякая борьба классов за своё освобождение невзирая на её неизбежно политическую форму, ибо всякая классовая борьба есть борьба политическая и ведётся в конечном счёте из-за освобождения экономического.
…Несомненно, государство, политический строй являются подчинёнными, а гражданское общество, царство экономических отношений — решающим элементом. Государство в целом является лишь выражением в концентрированной форме экономических потребностей класса, господствующего в производстве)». Это же чистейшая материалистическая точка зрения на общественные явления!
Далее Фридрих Энгельс в своей работе поднимает вопросы идеологии и религии в классовом обществе. Из-за ограниченности возможностей данной статьи эти вопросы требуют более глубокого отдельного рассмотрения.
Марксизм — наука развивающаяся
Принципиально новая высшая ступень развития философских взглядов Маркса и Энгельса связана с трудами Владимира Ильича Ленина. Одно то обстоятельство, что революционное учение трудового народа десятилетиями уже во всём мире называют марксизмом-ленинизмом, является выражением всеобщего признания творческого вклада и заслуг В.И. Ленина в марксистскую теорию.
И пусть ныне центр революционного движения в силу исторических обстоятельств переместился из СССР в КНР, мы можем по праву гордиться тем, что высшие разработки марксистско-ленинской теории, бесценный практический опыт её революционного применения в строительстве первого в мире социалистического общества в нашей стране всецело принадлежит нам, российским коммунистам.
Без революционной теории не может быть и революционного движения. Этот ленинский завет приобретает сейчас особую актуальность. Сейчас крайне необходимо глубокое теоретическое осмысление всего произошедшего с распадом СССР, внесение необходимых корректив в коммунистическую теорию. И, безусловно, активизировать партийную работу по возвращению страны на социалистический путь развития.
Работа над статьёй заставила несколько по-другому взглянуть на работу с первоисточниками. Студенческое конспектирование было формальным актом для отчёта перед преподавателями, мол, вот вам конспект, работа изучена. В подтверждение — более или менее внятный пересказ работы на зачёте или экзамене.
Это было методологически неправильно. Вначале необходимо закладывать в сознание обучаемых глубокое понимание важности изучения того или иного источника. Не для отчёта перед кем бы то ни было, а для личного осознания необходимости, нужности извлекаемых знаний.
Именно самостоятельно извлекаемых, а не получаемых из уст учителя или преподавателя. Понятно, что не просто добиться такого отношения к работе с первоисточниками от обучаемых, но иного не дано. Надо пробуждать интерес к вопросам теории. Пример тому — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Никто ведь не заставлял их часами сидеть в библиотеках, отрабатывать порой откровенную путаницу псевдофилософов, чтобы найти рациональное зерно человеческого мышления.
Даже повторение знакомого источника выявляет новизну в понимании и расширении представлений по тем или иным проблемам, особенно в марксистско-ленинской теории. У коммунистов должна быть внутренняя потребность доходить до глубинной сути марксистских положений. По-другому убеждения и не формируются.
Марксистско-ленинская теория — живое, развивающееся учение. То, что было верно при одних исторических условиях, теряет свою актуальность при других, и жизнь требует внесения корректив. А бывает, что и скорректировать уже невозможно.
Например, в своём предисловии к немецкому изданию 1872 года «Манифеста Коммунистической партии» (через каких-то 24 года!) К. Маркс и Ф. Энгельс пишут: «В отдельных местах следовало бы внести кое-какие исправления… Однако «Манифест» является историческим документом, изменять который мы уже не считаем себя вправе».
То есть марксизм даже в то время уже имел свою историю, которую надо знать и рядовым коммунистам, и партийным руководителям, а для идеологических работников — просто профессиональная обязанность.
История партии и история марксистско-ленинской теории — не одно и то же. Теория постоянно развивается. Например, «История философии» ныне насчитывает уже несколько томов.
Пришло время писать «Историю марксистско-ленинской теории».
Валерий ЗУБЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 22 июня 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.