135 лет назад в мае 1888 года впервые отдельным изданием вышла в свет работа Фридриха Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», которая была написана в 1886 году и опубликована в нескольких номерах теоретического журнала германских социал-демократов «Die Neue Zeit» («Новое время») в Штутгарте. Эту работу В.И. Ленин ставил в один ряд с великим «Манифестом Коммунистической партии» — первым программным документом международного коммунистического движения, который, по образному выражению Владимира Ильича, «стоит целых томов».
ИСТИНА В САМОМ ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ
В первом разделе своей книги Фридрих Энгельс кратко, но очень ёмко анализирует философские взгляды немецкого философа Георга Гегеля (1770-1831) и отдаёт должное истинно революционному характеру гегелевской философии на тот период: «Она раз и навсегда разделалась со всякими представлениями об окончательном характере результатов мышления и действия».
Гегель уже представлял истину не как готовые догматические положения, а, как пишет Ф. Энгельс: «Истина теперь заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших высот знания на всё более высокие. Но никогда не достигающей такой точки, от которой она, найдя некоторую так называемую абсолютную истину, не могла бы пойти дальше… И так обстоит дело не только в философском, но и во всяком другом познании, а равно и в области практического действия». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. 3, с.375).
Такова революционная суть открытого Гегелем диалектического метода познания природы и общества.
Далее Ф. Энгельс пишет: «Эта диалектическая философия разрушает все представления об окончательной абсолютной истине и о соответствующих ей абсолютных состояниях человечества… Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого…Ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу…Каждая данная ступень развития познания и общественных отношений оправдываются ею для своего времени и своих условий, но не больше. Консерватизм этого способа понимания относителен, его революционный характер абсолютен — вот единственное абсолютное признаваемое диалектической философией»(с. 376).
Однако Гегель так далеко не пошёл, он остался заложником своей собственной философской системы. По устоявшимся в то время представлениям, любая философская теория должна была завершиться абсолютной истиной «того или иного рода».
И потому Гегелем утверждалось, что мышление, идея есть нечто первичное, а материя, природа объявляются «производным, существующим лишь благодаря тому, что идея снизошла до этого». Путаница невообразимая! И Энгельс делает заключение: «Но это значило… стать в противоречие с его диалектическим методом, разрушающим всё догматическое. Это означало задушить революционную сторону… не только в области философского познания, но и в исторической практике» (с.377).
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
Во втором разделе своей работы Фридрих Энгельс основательно рассматривает высший, основной вопрос всей философии — об отношении мышления к бытию, вопрос о том, что первично: дух или природа?
И вопреки церковным догматам этот вопрос «принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века?.. Философы разделились на два больших лагеря. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которые первичным считали природу, примкнули к различным школам материализма» (с.383).
И далее Энгельс продолжает: «Но вопрос об отношении мышления к бытию имеет ещё и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия. Громадное большинство философов утвердительно решает этот вопрос».
Ряд философов оспаривали возможность познания мира или, по крайней мере, его исчерпывающего познания (Юм, Кант), хотя их «философские выверты», как пишет Энгельс, напрочь опровергаются практикой. Любой эксперимент или наработанный опыт приводит к концу любой кантовской неуловимой «вещи в себе».
В 1841 году с изложением своих взглядов выступил немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах (1804-1872). В своём основном сочинении «Сущность христианства» (1841) он фактически рассеял весь идеалистический туман гегелевской системы, решительно провозгласив торжество материализма.
Природа, утверждал Фейербах, существует независимо от какой бы то ни было философии, независимо от сознания. Вещественный, чувственно воспринимаемый мир, к которому принадлежим мы сами, есть единственный действительный мир; наше сознание и мышление являются продуктом вещественного, телесного органа — мозга. Материя не есть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи. Взгляды Фейербаха в противовес Гегелю являли собой решительный поворот к формированию последовательно материалистического мировоззрения.
Вместе с тем ему не удалось распространить материализм на учение о человеческом обществе. В связи с этим Ф. Энгельс замечает: «Задача, следовательно, состояла в том, чтобы согласовать науку об обществе, то есть всю совокупность так называемых исторических и философских наук, с материалистическим основанием и перестроить её соответственно этому основанию. Но Фейербаху не суждено было сделать это».
КЛАССОВУЮ НЕНАВИСТЬ НЕ ПОГАСИТЬ ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБОВЬЮ
В третьем разделе Фридрих Энгельс подвергает резкой критике философские взгляды Л. Фейербаха в сфере религии и этики. Он пишет: «Фейербах вовсе не хочет упразднить религию; он хочет усовершенствовать её. Сама философия должна раствориться в религии… По учению Фейербаха, религия есть основанное на чувстве сердечное отношение между человеком и человеком…».
Энгельс занимает резкое и полное с ним несогласие: «Совершенно неверным является утверждение Фейербаха, что «периоды человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии».
И далее: «В обществе, в котором мы вынуждены жить теперь и которое основано на противоположности классов и на классовом господстве, возможность проявления чисто человеческих чувств в отношениях к другим людям и без того достаточно жалка; у нас нет ни малейшего основания делать её ещё более жалкой, возводя эти чувства в сан религии.
Точно также ходячая историография затемнила нам, особенно в Германии, понимание великих исторических классовых битв, и нам нет надобности делать его совершенно невозможным, превращая историю этой борьбы в простой придаток истории церкви. Уже из этого видно, как далеко ушли мы теперь от Фейербаха».
Анализируя взгляды Фейербаха на вопросы этики и морали, Энгельс делает заключение, что общественная сфера, сфера политики, историческая область для него вообще неудобны и неуютны. «Из его философии улетучиваются последние остатки её революционности, и остаётся лишь старая песенка: любите друг друга, бросайтесь друг другу в объятия все без различия пола и звания — всеобщее примирительное опьянение!» (с.397).
Собственно, этим Энгельс вынес окончательный приговор немецкой классической философии, представленной философией Гегеля и Фейербаха.
Валерий ЗУБЕНКО.
(Окончание в следующем номере).
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 15 июня 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.