Именно так нередко называли современники художника Павла Андреевича Федотова (1815–1852), двухсотлетие со дня рождения которого отметили в июльские дни текущего года.
Жизнь по-настоящему талантливых людей редко бывает счастливой, часто это драма, трагедия или катастрофа. И почти всегда их жизнь – загадка для окружающих. Сказанное в полной мере относится и к жизни П. А. Федотова. Трудно объяснить, почему это случилось, что преуспевающий офицер, любитель математики и химии вдруг удивил мир талантом художника. Дослужившись до чина капитана, он по предложению самого Николая I и по совету К. Брюллова оставил службу и занялся профессионально лишь рисованием. Или как объяснить, что его – профессионального офицера – вдруг заинтересовала в искусстве проблема быта людей, которой до него занимался лишь А. Г. Венецианов? И совсем не понятно, почему такой общительный, живой, весёлый, никогда не унывающий поэт и музыкант вдруг, подобно Гоголю, погрузился в меланхолию и закончил жизнь сумасшествием. Официальное объяснение его смерти заболеванием водянкой сомнительно.
Мы же выскажем иную версию. Обратившись в своём творчестве к поэзии быта, он открыл в нём такие неприглядные стороны, которые и лишили его прежнего оптимизма. Рассматривая такие его полотна, как «Сватовство майора», «Вдовушка», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Игроки», «Первое утро обманутого молодого» и другие, трудно остаться в бодром расположении духа. Впрочем, это лишь версия.
А бесспорно то, что своим творчеством Павел Андреевич учит нас умению не просто видеть, но вглядываться в зазеркалье бытия и вдумываться в него. «Процветающая Русь» по его работам явно не просматривается…
В. В. ЖИТКОВА.
Ставрополь.
Статья в PDF-версии газеты «Родина» № 26 (1080) от 9 июля 2015 г.