ЮБИЛЕЙ ШЕДЕВРА
Представлять этот фильм, думаю, не надо. Его многие уже воспринимают не как самостоятельное произведение, а как один из столпов самобытной национальной культуры, формирующей русский менталитет.
Фильм «Белое солнце пустыни», которому исполнилось сорок лет, смотрели и смотрят наши космонавты перед стартом, именно его смотрели наши гениальные советские хоккеисты перед решающими матчами. Какие ещё примеры могут сильнее и ярче показать нам общечеловеческую значимость этого шедевра?!
Я считаю этот фильм одним из лучших произведений советского кинематографа. Достоинства «Белого солнца пустыни» характерны для всего советского кино. Как по части оригинальности сюжета (тогда вообще не было штамповок), так и по литературному содержанию. Он одновременно вмещает огромное количество жанров, что делает его таким же многогранным, как и сама жизнь.
Зрители чувствуют истинность происходящего на экране, они проводят параллели с собственной жизнью и видят, насколько ёмкими являются образы, показанные в картине. Этот фильм совершенно не поддаётся воздействию времени, и с каждым новым просмотром всегда открываешь для себя что-нибудь новое.
Работа Владимира Мотыля является культурным достоянием нашей Родины. Очень многие фразы из фильма разошлись по странам бывшего СССР. Все прекрасно знают, откуда выражение «Товарищи женщины!» или кто такая Катерина Матвеевна (с философской точки зрения, в этом образе представлена сама Россия, чьи зелёные луга и деревья противостоят песчаным дюнам). А уж песню «Ваше благородие» одной из первых играют начинающие гитаристы, да и многие другие не против спеть её в хорошей компании.
Актерский состав просто замечательный. Ни один герой не уступает другому. Одинаково хороши как покладистый Сухов с мягким взглядом и твёрдой волей, так и Абдулла, чье отрицательное обаяние просто зашкаливает. А Павла Луспекаева, по-моему, помнят и любят только по роли Верещагина.
Мне вспомнилась одна история: как-то во время спектакля «Дни Турбиных» (это было давно, когда ещё жил и творил М. А. Булгаков) одна женщина из зрительного зала в самый напряжённый момент закричала «Да открывайте же, свои!». Так вот этот момент для Булгакова как для писателя был, наверное, одним из самых сладостных. Вот это зрительская отдача!
Этот эпизод я вспомнила не случайно, ведь, согласитесь, у каждого возникает желание кричать что есть силы (и не важно, что фильм смотрен-пересмотрен): «Верещагин, не заводи мотор, взорвёшься!». И каждый раз ждёшь, что, может быть, чудом, но Верещагин всё-таки останется жив.
Фильму колоссально не хватает внимания, зрительского признания от нынешнего интернет-поколения. Ведь это произведение является русским от начала и до конца — пропитанное любовью к русскому национальному духу и стойкости натуры; наполненное мягкой иронией к национальным недостаткам и воспевающее силу личности, преданность и долг как высшую ценность в жизни.
«Белое солнце пустыни» — частый гость на телевидении, он доступен и популярен. Его всегда хочется смотреть. И он не надоедает, потому что свой в доску. Советский, домашний, народный, родной.
С. Е. ШЕРЕМЕТЬЕВА.
Статья в PDF-версии газеты «Родина» № 12 (1066) от 2 апреля 2015 г.