ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ
Очень разные письма приходят в редакцию. Письма для работников редакции – не просто предмет для публикации, дескать, поставил написанное в печать – и все дела. Это не так.
На иное письмо потратишь не один вечер, прежде чем его «доведёшь до ума», т. е. сам поймёшь ключевые идеи автора и изложишь их в наиболее понятной для читателей форме. Но ведь и это не всё; далее следует ожидать возмущения со стороны автора: почему меня изменили, почему сократили и т. д. Но ничего не поделаешь, ибо это наша работа, иной раз счастливая, чаще, напротив, одно расстройство. А делать надо.
Очень глубокое письмо поступило от товарища Ю. В. Алексеева из Ставрополя. Назвал он его так: «На то они и враги!», где автор защищает русскую философскую мысль, имеющую глубокие корни ещё в седой древности. Следует отметить, что обвинение русских в «философской нищете» – одно из излюбленных в арсенале наших зарубежных недругов. Ах, как хочется им всю нашу философию свести лишь к диалектике марксизма! Но это же не так!
Юрий Васильевич, видимо, давно и глубоко изучая истоки русской философии, обильно цитирует высказывания древних мудрецов, справедливо подчёркивая, что без них невозможно понять истоки русского правдоискательства, тяги русских людей к истине, братству, добру, справедливости и преклонения перед трудом. Ведь сидит же всё это и до сих пор в русском человеке – откуда? Ю. В. Алексеев цитирует рассуждения о правде и кривде в «Беседах трёх святителей», указы Христа, в частности его «Указ о братотворении», «Прения Господа с Дьяволом», Голубую книгу Иоанна Богослова и многие другие источники.
Он «реанимирует» имя Феодосия Косого, но кто и что у нас знает о нём? Да за одну только проповедь Феодосием Косым общности имущества его не опубликует ни одно буржуазное издательство. Да и церковь не будет его приветствовать. Например, поклонение иконам и святому кресту он называл идолопоклонством, почитание мощей Косой отвергал, к таинствам относился отрицательно. Он учил: «К попам не приходите и молебнов не творите, и молитвы их не требовали, и не кайтесь, и не причащайтесь…». Считая виновниками человеческого предания епископов, Косой подверг их деятельность суровой критике, называя их «идольскими жрецами, ложными учителями».
Идеи коллективного труда и всеобщего равенства, которые в нашей стране реализовывались в советские годы, Ю. В. Алексеев также связывает с именем Феодосия Косого, а в сущности это идеи всего нашего народа, и потому они неистребимы.
Мы благодарны Юрию Васильевичу за его умное философское письмо, но оно скорее подходит для научного журнала, чем для газетной статьи, ибо мало кем будет понято.
Очень грустное послание пришло от Надежды Юльевны Екатериничевой, которая вспоминает о родном селе Юшино Брянской области. Во времена её детства оно было процветающим (значит, в годы Советской власти), потом от него осталось 50 домов, далее уцелели лишь пять, а ныне села не стало вообще, там всё заросло бурьяном.
Увы, это типичная история для тысяч сёл и хуторов «демократической» Руси, в том числе и для моего родного хутора Водяная Балка Егорлыкского района Ростовской области. От него осталось лишь кладбище да семь монументов, которые мы, бывшие жители этого села, установили среди могил – от монумента первым жителям села до монумента женщине-матери.
Я понимаю хорошо Надежду Юльевну, её чувства, которые она попыталась выразить и в стихах, пусть и несовершенных, но очень искренних:
Умерла моя деревня, умерла.
Здесь когда-то бабушка
отца мне родила.
Ах, безмерно счастливо
было детство здесь у нас,
Вот вернуть его бы время хоть на час!
И конечно, если не каждое письмо, то через одно, с болью о событиях на Украине. Но ни в одном не найдёшь ненависти к самим украинцам – к украинскому народу, хотя сами украинцы зачастую клянут матушку-Россию похуже падчерицы. Короткое, но очень чистое и честное письмо об украинских событиях поступило от Владимира Семёновича Ковальского из Нефтекумского района. Значит, и туда доходят номера нашей газеты! Владимир Семёнович главную вину за кровопролитие на Украине возлагает на нынешнего президента Порошенко и клеймит его такими стихами:
Да, ты – Малая Русь – Украина,
Ты окраиной вечно была.
Порошенко – неверного сына
Ты себе на беду родила.
Заварил он поганую кашу
И с бандерами дружбу завёл.
Свою нэньку с Россиею нашей
Сдуру чуть до войны не довёл…
Увы, Украина для России – это боль на долгие времена. И дело тут не столько в Порошенко, сколько в Америке, что спряталась за океаном. Это все понимают, кажется, кроме самих украинцев, воюющих против самих себя в Новороссии и России. В. С. Ковальский призывает украинцев сделать с Порошенко то же самое, что сделал гоголевский Тарас Бульба с сыном Андреем. А вот что предлагает нашим народам:
Пусть народ наш и ваш веселится
В общий праздник с утра до утра,
А ты вправе собою гордиться,
Что великой России сестра.
Ах, сестра ли теперь? Гордится ли? Но русские в любом случае остаются русскими. Ф. М. Достоевский писал, что не умеет русский человек серьёзно и долго сердиться. И был прав: не умеем же! И ничего со времени жизни писателя в нашем характере не изменилось.
Н. Ф. БОНДАРЕНКО.
Статья в электронной версии газеты «Родина» № 7 (1061) от 26 февраля 2015 года.