Нерушимое обещание первых лет советской власти:
«Обещаю: встретить смерть за освобождение трудящихся от ига насильников с достоинством и спокойствием; не просить у врагов трудящихся пощады ни в бою, ни в плену…
Отрекаюсь: от накапливания личных богатств, денег, вещей; считаю позором азартную игру и торговлю как путь к личной наживе; считаю постыдным суеверие как пережиток тьмы и невежества; считаю недопустимым делить людей по религии, языку, национальности…
Если же я отступлю от своих обещаний сознательно, корысти и выгоды ради, то буду отверженным и презренным предателем. Это значит, что я лгал себе, лгал товарищам, лгал своей совести и недостоин звания человека и коммуниста».
Чтобы признать себя коммунистом и тем более назваться им публично, особенно используя трибуну государственных СМИ, сегодня требуется известное мужество. Гораздо выгоднее подчёркивать свою аполитичность или антикоммунистичность, что особенно характерно для бывших членов КПСС. И не только для них.
К тому же, таким бывшим товарищам, подавшимся в господа, есть с кого брать пример – с того же президента. Ему и советское воспитание, и служба в КГБ, и членство в рядах КПСС не помешали позже клеветать на свою Родину – СССР (дескать, производились в стране одни галоши) и презреть свою советскую партийность, и заявить о своей религиозности. Конечно, любой человек волен менять убеждения, как ботинки, только не в вопросах политики. Нельзя сегодня стоять по одну сторону классовых баррикад, а завтра перебежать на другую.
С бывшими коммунистами всё ясно: они или никогда не были на самом деле коммунистами, или состояли в партии по причине моды или политической безграмотности. Иное дело – современные коммунисты, члены КПРФ. Говорят, что «не те» они, ибо условия жизни иные. Вот только и в наше время вступить в КПРФ – всё же больший героизм, чем убежать из партии. Эко диво – предательство! А вот вступить в партию в условиях травли всего советского, коммунистического, причём на государственном уровне, когда членство в КПРФ не даёт никаких преференций – шаг действительно героический. Но много ли таких людей?
Несмотря на партийный призыв к 100-летию Великого Октября желающих вступить в КПРФ немного, более того, их общее число снижается. Складывается обманчивое впечатление, что партия скоро вообще прекратит своё существование. «Где вы, коммунисты, ау!» – пишут нам в газету иные сограждане. И приводят примеры, когда на несколько сёл в округе не найти ни одной партийной организации, ни одного коммуниста. Прошли одни выборы, грядут другие, а коммунистов-де не видно и не слышно, сетуют они.
Но кто такие коммунисты? Инопланетяне? Коммунисты – это и вы. Их гораздо больше, чем кажется. Иные граждане с этим категорически не согласятся. Заявят: «Я кто угодно, только не коммунист!» Может, ты фашист? Нет? Тогда не нужно спешить с политической самоидентификацией, потому что мы все или дети красных комиссаров, или внуки, правнуки, или праправнуки… Поройтесь в своей родословной, читатели, непременно отыщется кто-то из родных, кто состоял в ленинской партии! Но разве они были уроды или чудовища?
В середине 90-х годов – на пике разгула антикоммунизма в России – я попросил курсантов военного училища оценить по десятибалльной шкале нравственные качества близких им людей – родителей, дедушек и бабушек, своих девушек, товарищей по службе, соседей, знакомых, политиков и т. д. А также оценить себя. И вот примечательный результат: с огромным отрывом в лидерах оказались бабушки, их нравственные качества были оценены в 9,6 балла, дедушки набрали чуть меньше – 9,2 балла. «Но ведь почти все они, – обратился я к курсантам, – «коммуняки», по вашим словам, которых вы ненавидите! Как вы объясните эти результаты?». Объяснение простое, мои предки, дескать, были хорошими коммунистами – настоящими, а плохие коммунисты – это какие-то другие. «Не вашего ли товарища по учёбе?» – пробовал я уточнить. В ответ молчание.
Я об этом вспомнил 10 сентября, когда был на выборах от КПРФ в Кропоткине. Познакомился с наблюдателем от ЛДПР – мужчиной средних лет с вменяемыми политическими убеждениями и даже критикующим свою партию и её лидера, дескать, трепло. «Почему же ты не в КПРФ?» – спросил его с удивлением. Оказывается, всему виной его отец – он был настоящим коммунистом, которых теперь уже не найти. «Так будь же, как твой отец, замени его!» – сказал я ему. Оказывается, совесть не позволяет – слаб он называться коммунистом, не хочет бросить тень на отца, вот и подался в либералы.
Интересная позиция! Действительно, сравним себя с коммунистами, которые завоёвывали, защищали, созидали, выводили страну в лидеры общественного прогресса – да они же люди-Гималаи! Неужто от них у нас ничего хорошего не осталось? Конечно, осталось. Потому не нужно вычёркивать себя из числа коммунистов даже тем, кому кажется, что он давно распрощался с ними. Признаем: дети красных комиссаров не могут быть совсем не красными, пусть они и не признаются в этом…
А разве не являются коммунистами ветераны-фронтовики? Их осталось немного, на 2017 год численность в России составила всего 123989 человек. Многие из них голосуют не за КПРФ, а за Путина и «Единую Россию», но спросите любого из них: разве они воевали за ту Россию, в которой им сегодня приходится жить? Нет, они воевали за Россию советскую! И потому фронтовик-антикоммунист – это какой-то сюрреализм.
То же самое можно сказать и о детях войны, которые составляют 20% жителей России. Опять же, далеко не все они голосуют за коммунистов. Это несмотря на то, что только КПРФ последовательно и неустанно бьётся за принятие закона о статусе детей войны. Соответствующий закон, разработанный коммунистами, уже пятый раз выносится на обсуждение в Государственную Думу, четырежды «Единая Россия» его проваливала. Видимо, провалит и в пятый раз… Чего же вы, товарищи, не голосуете за коммунистов?
Видимо, им нужно чаще напоминать, что именно они – настоящие коммунисты и, пройдя все испытания, которые им выпали в жизни, не могут ими не быть. Сами же они полагают, что коммунист лишь тот, кто имеет в кармане партийный билет. Но коммунист – всякий, чьё сердце принадлежит советской стране. Или у детей войны иное сердце?
Коммунистом является и каждый гражданин, кто получил нормальное советское образование. Разве может советский человек защищать капитализм? Ведь капитализм – признание правильным того мнения, что править страной могут только богатые, бедным властвовать не дано. Но ведь это – социальный фашизм: подлинное нравственное и интеллектуальное богатство страны таится именно в народной толще. Реализация этого богатства в советское время в самые короткие сроки вывела СССР в лидеры общественного прогресса.
Но вернулись к власти богачи, и Россия за десять лет буквально рухнула в XIX век. Конечно, молодым людям, получившим уже российские дипломы, это трудно объяснять, но советским-то, где правда, а где ложь, разъяснять не надо. Правда – слева, правда на стороне коммунистов. Неужели человек, переживший прекрасное пионерское детство, возвышенную комсомольскую юность, воспитанный на Гагарине и Гагановой, столь быстро обуржуазился? Не может быть! Частица его сердца всегда будет с коммунистическим прошлым нашей страны. В этой частице всегда найдётся место и для надежды на новую коммунистическую перспективу. Ведь история не закончилась…
Теперь несколько слов о представителях разных профессий. Куда подевались красные директора? Разве им не больно смотреть на то, что делают с экономикой страны так называемые рыночники? И разве не остались они, как и были, коммунистами? Или взять учителей. Принято считать, что все они – поголовные единороссы. Увы, многие из них и сами себя таковыми считают. Только мораль, которую они прививают подрастающему поколению, не может не быть возвышенной, т. е. коммунистической. Не эгоистов же они формируют, а коллективистов и патриотов. Педагоги не могут не понимать, что успешность в жизни должна быть функцией морали, а не самоцелью человека. Успешный, но безнравственный – преступник. Если кто-то этого не понимает, значит, он не учитель. А потому не будем исключать из числа коммунистов даже тех учителей, кто на выборах делает приписки в пользу «ЕР». Они ещё ответят за это перед своей совестью.
А разве учёные, артисты, писатели, поэты, художники, спортсмены советского разлива забыли о преимуществах, которые они имели в условиях СССР? Имена лучших из них вне зависимости от национальности были предметом гордости всего советского общества. Песни Кола Бельды или Бюль-Бюль Оглы звучали на всех широтах нашей великой страны, и никто тому не дивился. А сегодня таланты разных народов оказались закрытыми в своих национальных квартирах. Лучше им стало?
Да что там говорить, коммунистичность вообще свойственна нашей ментальности. Она никуда не делась, пусть и ушла в подполье. Ранее говорили, что если хорошо поскрести русского, то наверняка обнаружишь татарина. Но скорее там откроется коммунист. Напомню слова А. Блока, что большевики – «не фракция в русской социал-демократии, а вечное свойство русской души». Запад вопреки утверждению, что умом Россию не понять, догадался давно: русские по ментальности – потенциальные коммунисты. Потому и гнобит Россию. А вот мы сами в своей коммунистичности сомневаемся.
И зря. Коммунистов в России гораздо больше, чем их числится в рядах КПРФ. Они – кругом. Не ждите, граждане, что вам кто-то организует партячейку – организуйте её сами. Не ждите, что кто-то приедет в отдалённое село и начнёт агитировать за коммунистов. А если кого-то и нужно агитировать за них, значит, это, скорее всего, не русский человек. Русский должен обидеться на такую агитацию.
Беру в соавторы статьи Михаила Ивановича Ушкала из села Родыки Красногвардейского района. Наша газета уже писала о нём, поздравляя его с 80-летием. Это удивительный человек прочных идейных убеждений и неутомимой энергии. Почему ему удаётся успешно решать пионерские, комсомольские, партийные проблемы? Потому что он знает, что коммунисты – среди нас и кругом нас. Дело за малым – постоянно напоминать им об этом. И вести за собой.
Н. Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 16 ноября 2017 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.