Так называется книга австрийского психолога В. Франкла, изданная в нашей стране в 90-е годы XX века. Что понимается под смыслом? На этот вопрос лёгкого и общепринятого ответа нет. Чаще всего под смыслом понимают значение для себя, которое имеют для человека то или иное событие, явление или вещь.
Пример – Мавзолей В. И. Ленина. Коммунист видит в Мавзолее святыню, антикоммунист – объект, который следует разрушить; аполитичный человек находит в нём лишь какие-то внешние достоинства, например, элемент, без которого немыслима Красная площадь страны, и т. д.
К каким выводам приходит В. Франкл, исследуя проблему смысла жизни людей? Вот главные из них:
а) бессмысленной жизни не бывает, но бывают люди, не нашедшие или утратившие этот смысл;
б) не бывает единого универсального для всех смысла жизни, он всегда индивидуален и уникален;
в) человеку нельзя задать смысл бытия извне, можно лишь помочь в его открытии;
г) человек должен сам не придумать, а открыть смысл своей жизни в объективных обстоятельствах бытия.
Такова квинтэссенция взглядов В. Франкла на проблему смысла. Годы, прошедшие после выхода в свет этой книги, высветили ещё одну очень важную проблему. Оказывается, смысл – не пустое умствование философов и психологов. Смысл – реальная проблема большинства людей XXI века. Например, швейцарские учёные эту проблему назвали «напастью века». Издание Le Matin Dimanche совместно со швейцарской федерацией психологов провели исследование, в ходе которого более 80% опрошенных экспертов заявили, что за последние 10 лет швейцарцы стали чаще испытывать «страдания на работе», которые психологи называют эмоциональным выгоранием. Беда в том, что человеческое общение всё чаще заменяется электронной почтой и документами, а творчество душится протоколом.
Однако утрата смысла бытия – проблема более глубокая, чем эмоциональное выгорание. В полной мере она характерна и для российского общества. Самый страшный удар, который нанёс капитализм по советским гражданам, в том, что он лишил их прежних советских смыслов бытия. Можно сколько угодно издеваться над возвышенными идеалами коммунизма, утверждать, что люди никогда не верили в них, но это не так. Идеи коммунизма возвышали человека и советское общество в целом. Внутренне каждый человек, даже с преступными замыслами, понимал, что за этими, казалось бы, абстрактными идеями сокрыта глубинная правда жизни, вынашиваемая человечеством с платоновских времён. Советский человек понимал, за что он борется и зачем он живёт, а в критических ситуациях – идёт на подвиг или даже на смерть.
И вот всё рухнуло. Какие смыслы бытия открыл перед советским человеком буржуазный мир? Увы, эгоистические, как и тысячу лет назад. В более выгодном положении оказались старшие поколения. Значительная часть увидела смысл своего бытия в том, чтобы вернуть страну на социалистический путь развития. Эти люди и составляют основную массу членов КПРФ.
Другая часть взрослых людей восприняла ценности буржуазного бытия в качестве его смысла. Хотя они и не признаются, что прекрасно понимают ложность и низменность этих ценностей. Им хватает ума понять, что буржуазная цивилизация даёт вроде бы человеку средства к существованию (пусть и не всем), но не даёт ему смысла бытия, кроме как ложного, иллюзорного, не достойного звания человека.
Но в самом худшем положении оказывается молодёжь. Считается, что ей всякие возвышенные идеи не только недоступны, но и ненавистны. Что с молодыми нужно говорить «на их языке». В этих суждениях много правды, но всё же главная правда в ином: вечные вопросы молодёжь затрагивают не менее, чем прежде. Просто они перед нею или не ставятся вообще, или ставятся крайне редко.
Спросите любого юношу или девушку: зачем ты живёшь, в чём видишь смысл своего бытия? Конечно, многим эти вопросы покажутся лёгкими: живу, чтобы преуспеть! Как сказала одна юная леди: «Моя мечта – в шикарном красном платье и красных сапогах садиться в красный феррари». А поедешь-то куда? В ресторан… А потом? Потом будет, конечно, постель… А потом? А потом – пустота.
Признаем с горечью: из современных молодых людей государство лепит, используя терминологию братьев Стругацких, кадавров, т. е. людей плотски-желудочных. И не только из молодых. Это общая политика государства, которая реализуется через рекламу – потребляй вещи, товары, пей, жуй, «балдей», развлекайся, как можешь, бери от жизни всё! Кадавр он и есть кадавр. У братьев Стругацких он обжирается и – лопается. В реальной жизни человек-кадавр в конечном итоге пресыщается, разоряется, совершает преступление или даже идёт на самоубийство. Не завидуйте «золотой молодёжи»! Это кадавры, которые ничего не создадут, не защитят, не оставят людям никакой достойной памяти о себе.
Так в чём же смысл бытия? Напомним, слова Франкла: универсального смысла не бывает. Смысл даже не выявляют, ибо он не сокрыт и тем более не лежит на поверхности явлений жизни. Его нужно создать, и это должен сделать сам человек. Для чего он живёт – это и есть смысл бытия человека как его личный выбор.
Но помочь молодёжи в выборе целей жизни мы, старшее поколение, можем и обязаны.
«Тот, кто поймёт, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестаёт быть обывателем», – писал А. Блок. Значит, беспокойство и тревога – это и есть смысл бытия? Да, поэт считал именно так. И не только он. Не о том ли пелось в советской песне «О тревожной молодости»?
Разумеется, совет А. Блока – не для слабых душ.
«Смысл человеческой жизни – быть источником тепла и света для других», — утверждал советский психолог с мировым именем С. Л. Рубинштейн. Но, чтобы светить другим и греть их, для этого нужно сгорать самому. Разве не для того жили лучшие из людей? В нашей истории это были революционеры-большевики. Один из ярчайших примеров – жизнь и подвиг Н. А. Островского.
«Смысл приходит из творчества», – писал выдающийся индийский мыслитель Ошо. Жить – значит творить – вот жизненная позиция этого мудреца. Творчество – единственное, что не знает пресыщения. Особенно если оно реализуется не в качестве самоцели, не для себя, а для других.
Наконец, «высказывание-победитель», которое в наибольшей мере отвечает идеологии партии коммунистов. Вот что писал Н. А. Некрасов в одном из писем Л. Н. Толстому: «Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день его приближает к уничтожению — странного и обидного в этом много! На этом одном можно сойти с ума. Но вот вы замечаете, что другому (или другим) нужны вы – и жизнь вдруг получает смысл, и человек не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности… Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора. Рассматривайте себя как единицу – и вы придёте в отчаяние».
Конечно, Некрасов не был коммунистом. Он вообще блуждал в своих убеждениях, но если бы он сказал только эти слова (человек должен служить опорой другому человеку), и тогда он был бы достоин занять своё место в истории.
Для этого и живут коммунисты – стремятся служить другим людям во имя общего блага. Эта позиция не имеет ничего общего с буржуазными принципами: «Это – твои проблемы» или «Ничего личного, только бизнес», «А кому сегодня легко?». Что выберут молодые?
Н. Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 19 октября 2017 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.