22 сентября, в ходе рабочей поездки в Ульяновск, президент В. Путин посетил индустриальный парк «Заволжье», где провёл заседание президиума Государственного совета, посвящённое вопросам комплексного развития пассажирских перевозок в субъектах Российской Федерации.
Начнём по порядку. Как и положено в чиновничьем мире, мэр столицы начал своё выступление вполне комплиментарно: с выражения благодарности «за системное внимание к решению транспортных проблем – для Москвы и Московского региона это особенно важно. Без эффективного и современного транспорта развитие города, я считаю, невозможно». Видите, как грамотно начал; «я считаю» — это небольшой огрех, главное то, что Путин вместе с ним «решает транспортные проблемы Москвы и Московского региона». Можно предположить, что ежедневно об этом думает почти как в известном стихотворении Леонида Филатова: «Утром мажу бутерброд, сразу мысль: а как там передвигаются граждане в Москве и Московском регионе?»
Впрочем, начальству не грех поведать и о некоторых недоработках. Ну, например, есть необходимость освободить наземный подвижной транспорт от НДС (налога на добавленную собственность). Затем Сергей Семёнович предложил «создать возможность [для водителей] с правами на вождение троллейбуса для облегчённого перехода на вождение электробусов», которые, естественно, скоро придут на смену троллейбусам. Коснулся мэр необходимости навести порядок в работе такси и, так называемых «нелегальных перевозчиков», вплоть до конфискации у них автобусов.
Моё впечатление такое, что в конце выступления московского мэра президент Путин, видимо, подумал так: «Если бы ты, уважаемый Сергей Семёнович, ограничился бы только этим, то цены бы тебе не было, дорогой! Но ты допустил не очень корректное в нынешних условиях высказывание».
Не только возможно, но даже и скорей всего я ошибаюсь в реакции президента, но вот его ответ всё же говорит о многом. Он настолько краток, что я его процитирую (по сайту Кремлин. Ру). «Что касается нелегальных перевозок, в целом контроль нужно усиливать, система мер должна быть, которая понимала бы, где, кто, как, кого перевозит, по каким маршрутам, на каких условиях. Об этом нужно системно подумать».
И это всё! Не кажется ли тебе, уважаемый читатель, что ответ слишком лапидарен? Как журналисту со стажем, мне приём Путина вполне знаком: ограничиться ответом на последний вопрос, чтобы не касаться предыдущих. Так какой же вопрос, какая тема в выступлении Собянина могла не понравиться Путину?
А вот какая — «в общественном транспорте по-прежнему очень серьёзная проблема, связанная с безбилетниками: сегодня от 20 до 30 процентов граждан, к сожалению, ездят без билетов. Это совершенно небезобидная вещь в силу того, что транспортная компания теряет 20-30 процентов своих доходов. Это перекладывается автоматом на тарифы, на тех, кто платит за свой проезд.
Сегодняшняя система контроля за безбилетниками, к сожалению, не очень эффективна в силу того, что организация, которая занимается контролем, и работники контролирующих органов не наделены правом требовать даже документы у нарушителей. Это означает, что без полиции контролировать безбилетный проезд невозможно. Грузить полицейских такой работой бессмысленно и неэффективно, поэтому было бы правильно соответствующие поправки в законодательство прописать».
Не знаю и даже не догадываюсь, на какой ответ президента рассчитывал Собянин. Но вряд ли он, конечно, ждал, что Путин ему скажет: к каждой группе контролёров мы присоединим парочку национальных гвардейцев и будем безбилетников «мочить в сортирах»! Путин уже в принципе вступил в политическую кампанию по выборам президента России в марте 2018 года. И ему, как говорят американцы «такое сомнительно паблисити», или как говорят в России «такой засвет» — абсолютно не нужны. А вот информация о том, что «от 20 до 30 процентов граждан, к сожалению, ездят без билетов». – это, в сущности, потрясающая критика социально-экономического курса правительства Путина – Медведева, краха его «майских указов» по улучшению финансового положения россиян. Ведь совершенно понятно, что рядовые граждане прыгают через разные препятствия в метро, валидаторы в автобусах и троллейбусах не ради спортивного интереса, а только лишь из стремления сэкономить те небольшие средства, которые большинство граждан зарабатывают на жизнь для себя и своих близких. Ведь по данным Росстата, число граждан с доходом ниже величины прожиточного минимума по итогам первого полугодия 2017 года составляет 21,1 миллиона человек. По результатам социологического исследования «Левада-Центра», опубликованного 28 сентября, за последние полгода доля россиян, признающих возможность массовых выступлений населения из-за падения уровня жизни, увеличилась с 19 до 26 процентов.
И вы хотели бы, уважаемый Сергей Семёнович Собянин, чтобы в этих условиях президент вступил бы с вами в обсуждение вопроса о московских безбилетниках. Да если бы он только откликнулся на эту больную тему, некоторые участники заседания Президиума Госсовета по вопросам комплексного развития пассажирских перевозок могли бы включиться в обсуждение этой темы, и тогда бы открылась такая бездна, в которую рухнула бы вся президентская кампания Владимира Путина.
На этом можно было бы поставить точку, но я хочу обратить внимание читателя на два интересных момента темы с безбилетниками. Борьбу против них в Москве начали уже давно, чуть ли не с 1992 года, времени «реформ» правительства небезызвестного Егора Тимуровича (никогда не упоминаю по отношению к этому человеку псевдонима, ставшего фамилией его знаменитого деда, писателя Аркадия Гайдара). Тогда в Москве на транспортных средствах появилась картинки зайцев, перечёркнутых крест-накрест. И вот прошло 25 лет, а борьба, как мы видим, так и не увенчалась успехом.
Конечно, тут мне Сергей Семёнович и Владимир Путин могут сказать, что безбилетники были и в советское время. Да, отвечу им, были. И с ними боролись, но не так топорно, как это происходит в нынешней, вступившей в «светлый буржуазный рай обновлённой России». Автор этих строк застал ещё в 50-х годах прошлого века, сидевших у задней двери автобуса, трамвая, троллейбуса женщин-контролёров с разноцветной «гирляндой» на груди: шесть или восемь разноцветных билетных рулончиков на оси, разной стоимости, соответствующей расстоянию, которое предстояло проехать пассажиру. А затем эти контролёры исчезли, проезд стал стоить три копейки на трамвае, четыре на троллейбусе и пять на автобусе, при его самооплате. Я помню, что тогда некоторые мрачные личности предрекали, что теперь вообще никто не будет оплачивать свой проезд. А вот советская власть так не думала, она была уверена, что наши люди в своей подавляющей массе честнее, чем о них думали некоторые пессимисты. И не ошиблась. Через довольно быстрое время «не оплачивать проезд» стало просто не престижно, стыдно. Но, конечно, транспорту были и дотации из государственных фондов потребления. Так что было в этом плохого? Вся страна тогда работала, а сейчас в России более четырёх миллионов людей безработные. А те средства, которые в советское время попадали в государственные фонды потребления, теперь перетекают в карманы олигархов.
Так что же делать с нынешними безбилетниками, о которых так печётся мэр Москвы Сергей Собянин? Может быть, действительно «мочить в сортирах»? Скорее всего, так или иначе, он на этот вопрос ответит после марта 2018 года, если, конечно, победит на президентских выборах.
Валентин Симонин
2017-10-01