«Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма», – этими словами К. Маркс и Ф. Энгельс начинают «Манифест Коммунистической партии», представляющий собой краткое изложение принципов коммунистов.
Призрак есть то, что мерещится людям и от чего им становится страшно. Перестав быть призраком и превратившись в реальность (ранее в СССР, теперь в Китае и других странах), коммунизм вызывает ещё больший страх перед ним, причём совершенно необоснованный. Страх приобрёл форму антикоммунизма. По словам немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии Томаса Манна, именно страх перед коммунизмом есть «величайшая глупость XX века».
Век XXI эту глупость унаследовал. Её живучесть можно объяснить рядом причин.
Первая и главная: несмотря на временное поражение социализма в СССР идеи коммунизма продолжают шествие по планете. Они материализуются в опыте других государств, делающих свой исторический выбор в пользу социализма, что не может не тревожить мировую буржуазию, историческая обречённость которой становится всё более очевидной. Отсюда и крайние формы проявления страха перед коммунизмом в виде фашизма, бандеровщины, экстремизма, терроризма и т. д.
Вторая причина страха – принятие за суть коммунизма различных и пугающих форм отклонения от него. Это всеобщий закон в развитии общественного сознания. Рядом с позитивным феноменом непременно возникает его суррогат. Например, если есть химия как наука, то рядом формируется и лженаука – алхимия; если есть астрономия, то развивается и астрология и т. д. Если есть научный коммунизм, рядом с ним непременно возникает и его суррогат – лжекоммунизм. Однако буржуазии выгодно выдавать за коммунизм именно отступления от него, например, чудовищный «революционный опыт» Пол Пота в Камбодже.
Третья причина страха перед коммунизмом состоит в извращённом понимании общественностью его нравственных основ (императивов), которые посредством СМИ навязываются человечеству.
Буржуазные идеологи по невежеству (необразованности) или сознательно преподносят людям коммунизм или как патологическую зависть лентяев, бездельников и неудачников к богатым, или как жестокость и мизантропию (человеконенавистничество), или даже дьявольщину – представляли же на Западе большевиков с рогами и копытами, поедающими маленьких детей…
И сегодня ситуация не лучше. Дело дошло до того, что в ряде стран, как когда-то в фашистской Германии или США, принимаются законы о запрете Компартии. Такими странами являются: Венгрия, Грузия, Индонезия, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Украина и Эстония. Кого ещё бояться капиталистам, кроме как коммунистов?
На самом деле коммунизм – высший уровень развития человеческой морали (нравственности). Коммунизм – реальный гуманизм. Чтобы это доказать, рассмотрим нравственные императивы коммунизма (т. е. главные идеи, требования, предписания), раскрывающие его подлинное гуманистическое содержание. Они не имеют ничего общего с измышлениями буржуазии, что коммунизм – вселенское зло.
Императив равенства
Исходная нравственная посылка коммунизма заключается в том, что люди равны между собой. Коммунисты признают различия, приветствуют и культивируют их как общественное богатство, но отрицают неравенство людей.
Равенство – одна из самых сложных категорий в обществознании. Под ним понимается определённый уровень неравенства, приемлемый обществом, не вызывающий у людей недовольства, раздражения, возмущения, бунта. Так, в советское время никто не возмущался фактом, что директор завода ездил на работу на «Волге», а токарь или слесарь на трамвае. Можно сказать, что равенство – справедливое неравенство. Равенство можно понимать в нескольких смыслах.
Первый смысл: равенство как взаимное превосходство людей. Если человек А уступает в чём-то одном человеку Б (способностях, силе, уме и т. д.), то он его непременно превосходит (или может его превзойти при известных обстоятельствах) в другом. В этом смысле А и Б, конечно, равны.
Второй смысл: равенство как потребность человека в человеке. Люди равны потому, что они нуждаются друг в друге и дополняют друг друга. Никто не может ни стать человеком без другого человека, ни сохраниться человеком без других людей, а тем более развиться без них.
Третий смысл: равенство как незаменимость каждого. Незаменим, уникален и неповторим каждый человек, заменимы лишь выполняемые им функции. С утратой даже одного человека всё человечество становится на целую голову ниже.
Четвёртый смысл: равенство как богатство природных задатков. В каждом человеке природой заложены задатки всех людских свойств и способностей, потому они равны между собой. Всё дело во времени их развития – одни люди какие-то свойства развивают раньше, другие – позже, третьи вообще их не развивают. Дело в условиях развития этих свойств: у одних эти условия есть, а у других нет. Поэтому коммунисты ставят своей целью создание такой ассоциации, в которой, как говорится в «Манифесте Коммунистической партии», «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».
Пятый смысл: равенство как цель развития человеческого общества. Да, люди от природы не равны, но никого по причине хилости здоровья со скалы, как в Древней Спарте, сбрасывать не надо. Философия Ф. Ницше «падающего подтолкни» – звериная философия джунглей, которой придерживается и буржуазия с её моралью конкуренции. «Не вписался в рынок? Кто ж тебе виноват?» Разве это человечно? Природное неравенство цивилизованные люди должны компенсировать социальным равенством. Каждый человек – всего лишь человек. Никто не должен использовать другого в качестве средства решения своих проблем. Между людьми может быть только обмен услуг. Движение к равенству – возвышение людей, не имеющее ничего общего с уравниловкой. Поэтому коммунизм ставит своей целью всестороннее и гармоничное развитие всех способностей человека. Есть ли мораль выше этой?
Господа, запугивающие людей коммунизмом, что из сказанного вы можете взять для своих страшилок?
Императив развития
Коммунизм исходит из того, что всё в этом мире меняется и совершенствуется или, напротив, деградирует. Капитализм же исходит из иного – или из природной заданности человека, или из его обусловленности богом (всё в руках всевышнего!), или судьбой (всё уже предопределено!). Раб должен быть рабом, слуга – слугой, хозяин – хозяином и т. д. Но советский опыт показал, какие громадные возможности таятся в каждом человеке, когда он оказывается в комфортных для его развития условиях. Простые рабочие превращались в конструкторов, обыватели – в политиков или учёных, крестьяне – в прославленных военачальников, невежды – в крупных деятелей культуры и искусства и т. д. Нужно ли это доказывать? И можно ли в идее развития усмотреть хотя бы малейшие признаки безнравственности?
Для примера сошлёмся на советское экономическое чудо 30-х годов, когда за 10 лет была проведена индустриализация огромнейшей страны. Было сделано невозможное. За счёт чего? Страхом, диктатурой этого не объяснить. Тут возможно лишь духовное объяснение – коммунистическая власть верила в человека, в народ, в его огромные творческие силы. И народ поверил в себя. Когда один из министров на поставленную Сталиным задачу сказал, что её выполнить невозможно, вождь ответил: «А я вам не запрещаю делать невозможное». И невозможное стало возможным.
Сегодня мы видим совсем иное: народ в глазах властной элиты – «совки», быдло, чернь; главные двигатели развития — предприниматели. Остальные люди чувствуют себя ненужными в жизни. В итоге вместо развития Россия демонстрирует стагнацию.
Императив коллективизма
Человек есть конкурент человеку, что доказывают идеологи капитализма; человек есть опора человеку, доказывают коммунисты.
Где же нравственная правда? Разве не ясно, что человек без другого человека не сможет ни вырваться из животного мира (с нашими-то когтями и слабыми мышцами), ни очеловечиться (т. е. стать человеком), ни сохраниться человеком (люди вне общества дичают), ни развиться, т. е. приобрести новые качества, что возможно лишь в сотрудничестве с другими людьми?
На этом и держится нравственность коммунизма на потребности человека в человеке. Безнравственно как раз иное – доказывать, что человек выше общества, что он – цель в самом себе, его положение в мире зависит только от него самого – станет он всем или никем. Только в опоре на собственные силы лежит путь человека к своему процветанию.
Такие суждения звучат заманчиво и очень красиво. Вот-де подлинный гуманизм! Отсюда же вытекают обвинения в адрес коммунистов: они игнорируют личность. Однако личности вне общества не существует: личность – свёрнутое общество, а общество – развёрнутая личность. Конечно, буржуазии выгодно доказывать обратное: каждый сам за себя! Но мы в этом не виноваты. Мы утверждаем иное: каждый за себя – это и зверю не всякому подходит; безнравственно быть господином, хозяином людей и нравственно быть товарищем человеку. Человек человеку – друг, товарищ и брат, говорят коммунисты. Что в этом безнравственного?
Более того, нужно учитывать, что роль коллективизма будет лишь возрастать. Этого могут не видеть лишь слепые да зашоренные своим эгоизмом слуги капитала и сами капиталисты. Перед современным обществом возникают задачи, которые можно решить только совместными усилиями разных людей, народов, стран и даже цивилизаций. Как побороть болезни, как победить голод, нищету, терроризм, как выжить в условиях обострения экологических проблем, как человечеству выжить вообще? Эти вопросы далее будут лишь обостряться. Только безумные люди могут считать, что они могут быть решены и вне рамок коллективизма, значит, и коммунизма.
Императив разума
В отличие, например, от курицы (извините за такое сравнение) человек наделён разумом. Потому он способен понять и первый императив – равенство, и второй – развитие, и третий – коллективизм. Если бы это и куры понимали, они бы поднялись на революционную борьбу: почему нас едят?! Долой хозяев-кровопийц и угнетателей!
Но у животных нет рассудка в нашем понимании, он дан лишь людям. И рассудок ему подсказывает: человек действительно равен человеку. И когда один начинает угнетать другого, то получает в ответ как минимум недовольство и как максимум – бунт, революцию. Именно понимание человеком своей человечности, т. е. равности другим людям, и есть глубинная причина всех революций. Социалистические революции совершаются не потому, что кто-то рвётся к власти, а потому что люди хотят жить по человеческим законам, а не по законам джунглей, где выживает сильнейший. Пока есть угнетение, революции не прекратятся никогда.
Что есть революция, если не акт осознания миллионами людей своего человеческого достоинства? Что безнравственного в том, что люди встали с колен, как это произошло в 1917 году? Безнравственно как раз иное — когда они снова пали на колени перед новыми хозяевами жизни. Но кто они — эти новые хозяева? Боги? Иные из них и на звание человека тянут-то с трудом…
Самое безнравственное в революции – насилие? Но, во-первых, оно всегда носит ответный характер. Никто бы не расстрелял семью бывшего царя и его самого, если бы не было Ходынского поля 9 января, Первой мировой и иных событий. Если даже угнетённые поняли, что они – люди и что их угнетатели — тоже всего лишь люди, то, спрашивается, почему сами хозяева не видят в угнетаемых таких же людей, как они сами? Ответ простой: они и не хотят этого видеть и понимать. Им нравится положение хозяев, и они не хотят его менять. А чтобы закрепить за собой положение хозяев, придумывают теории, из которых вытекает, что капитализм — очень хорошо, а революционеры — бунтари и преступники, посягнувшие на святое – на власть хозяев.
Можно ли этих людей просветить словами? Веками просвещают, а не получается. Их можно просветить только революционными делами. Других рецептов человечество не знает. Надо понимать, что каждый человек живёт лишь раз, он не может ждать будущих нравственных вершин в общественном развитии. Он хочет здесь и сейчас прожить свою жизнь достойно. Для того и поднимается с колен.
Таковы основные нравственные императивы коммунизма. Неужели, зная их, соглашаясь с ними и принимая их, человек будет мучиться вопросами, в какую партию ему следует вступить или за какую голосовать?
В. И. ГОНЧАРОВ,
первый секретарь СКК КПРФ.
Н. Ф. БОНДАРЕНКО,
главный редактор газеты.
Это сообщение в PDF-версии газеты «Родина» от 5 октября 2017 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.