Молодым людям эта фраза, скорее всего, ничего не напомнит. Но тот, кто видел фильм «Чапаев», никогда не забудет эти слова и вспомнит сцену, связанную с ними, возможно, более трогательную, чем гибель Василия Ивановича.
Чапаев спрашивает Петьку: «И ты его отпустил?». Петьке стало жаль пленённого им пожилого унтер-офицера. Тот ловил окуней, чтобы накормить ухой умирающего брата, которого засекли шомполами. Петька лишь с удивлением спросил пленного: «И ты им служишь?». Им, значит, белым.
Этот вопрос в канун 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции очень уместен: кому служит российский народ? Враги и критики революции твердят, что она привела к «братоубийственной Гражданской войне». Но разве не понятно, что главное в ней – борьба классов, а не братьев? Братья просто оказывались по разные стороны этой борьбы.
За что в той войне воевали с одной стороны – красные, а с другой – белые?
Позиция красных очевидна – они воевали, по сути, за высшие идеалы человечества. «Мы сыны батрацкие, мы за новый мир…» – пелось в «Песне о Щорсе». Ясна их позиция и с психологической точки зрения. Революция позволила миллионам униженных и оскорблённых встать с колен, почувствовать себя людьми, которым не нужно более унижаться, бедствовать и ломать шапку перед разными «благородиями». Для бедных революция – избавление от рабства. Потому они не могли не оказаться в рядах Красной Армии.
Понятна и позиция белых – они воевали за старый мир. Кому он был нужен? Конечно, господам для продолжения своего господства. Их основной ударной силой было белое офицерство, состоявшее из разных видов дворян – столбовых (потомки древних родов), титулованных (князья, графы, бароны), иностранных – были и такие, – потомственных и личных. За что воевали дворяне? Значительная их часть руководствовалась возвышенными в их понимании идеями – за царя, веру, великую Россию, свою честь. Говорили же офицеры: «Жизнь – царю, сердце – даме, честь – никому».
Но главным было другое: они воевали за возврат к прежней жизни, за сохранение своей власти и своего господствующего положения в обществе. Ведь богатые классы теряли почти всё – власть, собственность, деньги, сословные и иные привилегии и т. д. За всё это они были готовы и к собственной смерти, и к самой лютой расправе над восставшим быдлом, ненависть к которому они, видимо, передали будущим поколениям даже через свои гены. Вот где нужно искать подлинные причины Гражданской войны, белого и красного террора.
На стороне богатых классов воевали также их слуги – лакеи, швейцары, кучера и другие холопы. Их меньшая часть билась в защиту своих господ – не за страх, а за совесть. Они были готовы гибнуть за них вопреки классовой логике. Это о них писал Н. А. Некрасов: «Люди холопского звания / Сущие псы иногда, / Чем тяжелей наказанье, / Тем им милей господа». Другая часть прислуги (большая) воевала за то же, что и господа, т.е. за старый мир. Ведь лакеи носили ливреи, это были привилегированные люди, как и вообще холопы, служившие при дворе. Дворовый люд всегда смотрел с презрением на городскую и сельскую чернь. Их участие в Гражданской войне тоже можно понять, но не оправдать.
Но основную массу белого движения составляли не дворяне и их верные холопы, а та часть рабочих, крестьян и казаков, которая не пошла за красными. За что и почему они воевали на стороне белых?
Воевали они за старый мир? Нет, они не могли воевать за старый мир – ничего хорошего в нём не было. Они воевали против неизвестного нового мира, потому что были запуганы им. Выставление большевиков цареубийцами, безбожниками, предателями, насильниками, чудовищами и т. д. – вот чем были перекормлены люди, выступившие в поддержку белого движения. Богачам удалось обманным путём, используя неразвитость и безграмотность большой части населения России, свои страхи перед революцией навязать доброй половине всего общества.
В принципе, обман удался, но сторонники нового мира всё же победили защитников старого мира. Победила та сторона, где было больше правды, идейности и героизма.
Какое значение это имеет для современности? Дело в том, что сохранилась технология привлечения народа на сторону богачей. Главные её элементы – обман и невежество масс. В. И. Ленин писал, что по искусству обманывать людей буржуазия не имеет себе равных в мире. Это искусство совершенствуется и сегодня. Говоря о невежестве масс, напомню слова А. И. Герцена: «Надежда у буржуазии одна – невежество масс». В этом заключается сегодня главная причина снижения расходов на образование и падения культуры. Если в годы Гражданской войны, используя обман и невежество масс, буржуазия вела их в бой, то сегодня она, используя то же самое, ведёт их на выборы голосовать за свои интересы, выдавая их за всенародные.
Но если нашим предкам была простительна их доверчивость, то современникам простить непонимание элементарных вещей, за кого им голосовать – «за коммунистов или большевиков», как спрашивал крестьянин в кинофильме «Чапаев», – нельзя.
Борьба и на выборах 10 сентября, и на президентских выборах в 2018 году между двумя альтернативными политическими силами – «Единой Россией» и КПРФ, говоря по-старому, между красными и белыми. Никакой средней силы быть не может, разве что в виде обмана. Но на то и голова на плечах, чтобы сделать правильный выбор. Советская власть дала нашему народу достаточно образования и мудрости, чтобы сделать его.
Многие из тех, кто воевал в Гражданскую войну на стороне богачей, в Великую Отечественную были убеждёнными красными воинами. Можно ожидать, что и россияне, наглотавшись власти белых, начиная от Ельцина, поймут, с какой партией им по пути.
Упомянутый в начале заметок унтер-офицер, хлопотавший об ухе для умирающего брата, после его смерти перешёл-таки на сторону красных. Он сказал: «Давеча ваш паренёк меня поймал да отпустил. Теперь вот сам пришёл…»
Н. Ф. Бондаренко.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 28 сентября 2017 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.