Дата
5 января 2015 года исполнилось, по одним сведениям, 220 лет со дня рождения А. С. Грибоедова, по другим, – 225 лет, но в любом случае дата юбилейная. И в Год литературы – а 2015-й в нашей стране как раз и объявлен Годом литературы – оставить без внимания именно эту дату было бы неправильно.
Но кто же в России не знает А. С. Грибоедова? Знают, пожалуй, все, кто окончил советскую среднюю или российскую основную школу. Стоит только сказать: «Грибоедов – это…», и вас перебьют, дескать, знаем, это «Горе от ума» – Фамусов, Молчалин, Скалозуб и прочие недоумки. Действительно, А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Главные действующие лица комедии «Горе от ума» вырисованы ярко, контрастно, фотографично, кроме одного – Чацкого. Кто он – умник и критик? Конечно, но почему он был именно таким, чего он хотел, к чему стремился? Это неясно.
А ведь Чацкий – это и есть сам Грибоедов в литературном выражении. Так кем же был этот Грибоедов-Чацкий? Кто он – драматург, поэт, дипломат, философ, востоковед, гусар, учёный или даже декабрист? Однозначно можно утверждать лишь одно, что он многогранный гений. И эта многогранность, пожалуй, самое удивительное в его гениальности.
Уже в детстве было ясно, что Грибоедов, получивший домашнее образование, – вундеркинд. В 1806 году, т. е. в возрасте одиннадцати, максимум шестнадцати лет, он был зачислен в МГУ на философский факультет и после полутора лет учёбы выдержал экзамен на учёную степень кандидата словесности. И это в столь юном возрасте! Затем он продолжил обучение на этико-политическом отделении, в 1810-м окончил юридический и сразу же поступил на физико-математический факультет. В 1812 году он готовился защищать докторскую, но началась война. Таким образом, Грибоедову было максимум 22 года, а у него было уже три высших образования и без пяти минут степень доктора!
Кроме того, Грибоедов знал пять европейских языков, знал в совершенстве персидский и арабский и был отличным знатоком и любителем классической музыки.
И что же сделал этот гений с началом Отечественной войны? Он записался волонтёром-корнетом в Московский гусарский полк. Правда, в боевых действиях он поучаствовать не успел, но всё же три года прослужил в гусарском полку. В марте 1816 года Грибоедов вышел в отставку и перешёл в коллегию иностранных дел.
В дальнейшем жизнь Грибоедова складывалась следующим образом. С 1818 года он в дипломатической миссии в Персии, с 1822-го – в Тифлисе при командующем русскими войсками на Кавказе Алексее Ермолове. В 1826 году он был арестован по подозрению в участии в восстании декабристов, но оправдан. В этом же году Грибоедов вновь вернулся на Кавказ, где принял участие в нескольких сражениях начавшейся второй русско-персидской войны. При этом он достигает значительных успехов как дипломат. В 1828 году за свою дипломатическую деятельность в Персии, принёсшей России выгоднейший Туркманчайский мир, он был назначен полномочным министром (послом) в Персию.
В этом же году Грибоедов в Тбилиси женился на Н. А. Чавчавадзе, дочери грузинского поэта и общественного деятеля. (Уже в наше время грузинские власти инициировали посмертный развод Грибоедова с Чавчавадзе.)
В январе 1829 года он вместе с другими представителями русской миссии в Тегеране был растерзан толпой, подстрекаемой религиозными фанатиками.
Ах, сколько бы ещё мог сделать во славу России этот гениальный человек, если бы не ранняя смерть! Одна из версий заключается в том, что нападение толпы на русскую миссию в Тегеране – дело рук англичан, которых крайне раздражала успешная деятельность нашего посла в Иране. Другая версия: Александр Сергеевич Грибоедов стал жертвой своего ума. Ум-де и принёс ему горе. Он якобы был на дружеской ноге с самим шахом, и тот ему этого панибратства не простил. Но скорее эти версии не исключают друг друга, а дополняют.
Два великих Александра Сергеевича были в русской отечественной культуре – Пушкин и Грибоедов. Их последняя встреча состоялась на переправе через горную речушку. Истерзанный труп Грибоедова везли на телеге в Тифлис (где он и был похоронен), а Пушкин в это время сбежал в «самоволку» (без разрешения царя) к брату на Кавказ. Кто интересуется этим эпизодом, пусть прочтёт пушкинское «Путешествие в Арзрум». Кстати, есть версия, что эта встреча – мистификация.
В. В. ЖИТКОВА.
Ставрополь.
Статья в электронной версии газеты «Родина» № 1 (1055) от 15 января 2015г.