Шестого августа сотрудники Минераловодского железнодорожного узла традиционно отметят свой профессиональный праздник. В этот день обязательно вспоминают события жаркого августа 1942 года, когда под градом бомб вражеской авиации спасали оборудование ремонтного депо.
Начальник паровозного депо станции Минеральные Воды П. В. Спехович и секретарь парторганизации Д. И. Черницов отдали приказ погрузить паровозоподъёмочные домкраты, другое оборудование для отправки в Дербент. К рабочим подошёл начальник паровозного отдела Д. С. Колеух и предупредил: при необходимости прекращать погрузку.
В это время прозвучал сигнал воздушной тревоги. Просидев в укрытии, рабочие вновь приступили к работе. Но теперь гул бомбардировщиков и вой падающих бомб, которые разрывались у ворот цеха, усиливались. Однако никто не покинул площадку. Сбросив смертоносный груз, немецкие стервятники улетели. Железнодорожники погрузили домкраты на платформу. Почти всё ремонтное оборудование депо было вывезено.
Нарушить в военное время приказ было рискованно. Люди были крепче стали и думали под ударами бомб об одном: они не бросят оборудование, без которого нельзя ремонтировать паровозы.
Случай трудового подвига по спасению 32-х эвакопоездов описан в книге В. П. Филимонова. Немцы непрерывно бомбили станции Минеральные Воды и Георгиевск, а путейцы восстанавливали железнодорожное полотно снова и снова. Немецкая методичность сделала своё дело: Георгиевск как станция перестал существовать. Путь к отступлению на юг был полностью отрезан. Теперь противник мог уничтожить все поезда, замершие на южном участке. 9 августа фашисты собирались войти в Георгиевск, тысячи раненых красноармейцев, сотни единиц эвакуированного оборудования, составов и паровозов на ходу были бы для них кровавой добычей.
Восьмое августа 1942 года было жарким. То, что сделали военнослужащие железнодорожных войск и путейцы, — под- виг. Из изуродованных рельсов и шпал по засыпанным воронкам в кратчайшие сроки был проложен новый путь. Среди этих ге- роев было около пятидесяти минераловодских работников депо, чьи имена удалось установить.
Работали все в связке невзирая на должности и звания. Под палящим солнцем прокладывали не только дорогу советским эшелонам, но и дорогу к Победе. Нашёлся один (история справедливо забыла его имя), который указывал, давая ненужные команды. К нему подошёл военный, руководивший восстановлением пути. Спросил:
— А что ты делаешь?
— Да вот, организовываю работу.
Красный командир, достав из кобуры пистолет, приказал: «За шпалы!».
Да, были враги, предатели, но большая часть советского населения от мала до велика ковала нашу Победу в едином стремлении выгнать врага с родной земли. После восстановления железнодорожного полотна в ночь с 8 на 9 августа три паровоза направились по дополнительному пути. Подъехав к стоящим без топлива и воды составам, подцепили их и двинулись на Моздок. Наконец в санитарных поездах спало напряжение. Раненые были спасены.
Прошли годы. Бывший начальник Минераловодского депо Павел Викентьевич Спехович приехал из Ленинграда на родное предприятие, которым руководил с 1937 по 1947 гг. Ходил по новым цехам, радовался, как многое механизировано, каких производственных результатов добились минераловодские железнодорожники. В Георгиевске возле станционного третье- го пути, прозванного в народе дорогой жизни, сфотографировался на память. Не получил он и его коллеги за тот трудовой подвиг правительственных наград. Как говорится, не для наград живота своего не жалели.
Сегодня многих из железнодорожников-минераловодцев, прошедших сквозь горнило легендарных дней битвы за Кавказ, нет в живых. В городе проживают единицы, которые помнят героическое событие и которым выпало знать его участников. Это инженер, впоследствии основатель и руководитель музея ордена Трудового Красного Знамени локомотивного депо станции Минеральные Воды Владимир Петрович Филимонов, Георгий Шагенович Мирзоянц, Николай Александрович Фёдоров, Анатолий Алексеевич Мощенко, Андрей Николаевич Подойма, Николай Сергеевич Богачёв, Спиридон Николаевич Асадов, которые многие годы водили пассажирские поезда по тем путям.
В канун Дня железнодорожника минераловодские путейцы, ветераны транспорта поздравляют всех коллег и членов их семей. Желают крепкого здоровья и сохранения памяти о тех, которые ценой своей жизни сберегли наш мир.
Михаил АКОПЯН,
депутат Совета депутатов, второй секретарь ММО КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 03 августа 2017 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.