В 1892 году в России произошло событие, которое, кажется, так и останется не заме- ченным культурным и политическим слоем современного российского общества. Эта статья, возможно, станет редким, если не единственным, исключением. В тот год вы- шел в свет роман Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Золото».
Это – удивительно современный роман о губительной, растлевающей власти жёлтого металла. В год 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции внимание к нему должно быть особым. Его должен прочесть каждый коммунист, поскольку без осмысления проблем, поднятых в нём, в значительной мере будут непонятными и подлинные корни, вызвавшие революционные потрясения в России.
Роман повествует о тяжелейших условиях труда и быта трудящихся золотых приисков Урала в 70-80-х годах XIX века. Казалось бы, рухнуло крепостное право, при котором работы на прииске начинались только после подвоза двух возов розг, но, в сущности, положение трудящихся ничуть не изменилось. Оно даже ухудшилось, поскольку люди обманулись в своих ожиданиях и вместо обещанных благ заполучили всё то же рабство, пусть и несколько обновлённое, но уродовавшее души, тела и жизни людей.
Первое, что приходит на ум при чтении этого романа, фраза Л. Н. Толстого: «Так жить нельзя». Такая жизнь не может быть терпимой, она непременно должна однажды рухнуть, что и произошло в 1917 году. Второе, что поражает при чтении романа: оказывается, та «рухнувшая жизнь» вновь воцарилась в России. Она обманным преступным путём навязана людям и преподносится им под видом благ, расписываемых звонкими фразами: свобода, предприимчивость, собственность, богатство и т. д. Дескать, только не ленись, греби деньги лопатой…
В итоге наши современники становятся похожими на главных героев романа «Золото». С одной стороны, старатели – настоящие труженики, умеющие работать с полной самоотдачей и даже с инициативой: ими двигает жажда поскорее добраться до золотоносной жилы. По колено в воде, грязи, в холоде, не жалея ни себя, ни других, они стремятся к желанной цели. Их более всего томит зимнее безделье…
И всё же все они – воры (каждый стремится припрятать золотоносный песок и потом его перепродать барыгам), эгоисты, завистники, доносчики, хитрецы, а в итоге и убийцы-насильники. И ещё что их объединяет – все они в итоге оказываются несчастными. Даже те, которым удалось разбогатеть.
Более того, именно неожиданное богатство, как оказывается, сокращает жизнь людей и разверзает перед ними всю пустоту их бытия. Новоиспечённый богач или проматывает золото, или пропивает его, или утрачивает цель жизни. Затеявшись поставить новую избу, расширить своё хозяйство, он вдруг становится задумчивым, безразличным и потом на всё машет рукой – или сам погибает, или его обворовывают, убивают.
Как это всё нам знакомо по дню сегодняшнему! Роман начинается описанием несчастной бесцветной и неудачной жизни и работы Андрона Кишкина – главного героя повествования. Он сетует на то, что не умел вовремя воровать, как другие, и потому-де бедным остался. В сущности, Кишкин — маленькое гнусное и подлое существо, но под конец жизни ему удаётся найти золотоносную жилу и несказанно разбогатеть. Только счастья ему это богатство не принесло, так как жизнь уже заканчивалась. Он даже всплакнул по этому поводу: стоило ли жить во имя богатства, если той жизни осталась «без году неделя»?
Но не получилось и недели: Кишкин вскоре был убит. Заканчивается роман фейерверком преступлений, которые совершает, казалось бы, один из самых скромных и трудолюбивых молодых людей Матюшка.
Поразительно, но в книге не найти ни одного положительного героя. И вовсе не потому, что все они были лишены хороших качеств, а потому что жизнь в погоне за золотом, деньгами, богатством уродует даже святых, таких, как бабушка Лукерья. Конечно, в романе есть герои, которым сочувствуешь: Феня, Кожин, Карачунский, Окся, Родион Потапыч… Но почти все они кончают жизнь трагически – стреляются, сходят с ума, их убивают или они умирают, как Окся при родах. Не помогло ей наворованное у отца золото.
Почти все герои романа – мученики и мучители одновременно. Лишь один из героев представлен автором не очень детально, но поучительно – Марфа Тимофеева, жена Родиона Потапыча. Казалось бы, уж ей- то можно было жить в полной радости и довольстве. А она всё кручинилась, точно её точили какая-то боль или невысказанная вина. И только перед смертью она открылась мужу: «Не девушкой я за тебя выходила замуж… – шептали побелевшие губы. – Нет моей в том вины, а забыть не могла». Понятна ли нашим современникам мука этой женщины?
Несчастная жизнь героев романа «Золото» — предупреждение и предостережение всем, кто ищет счастья в богатстве.
Одновременно он – политическое обвинение структурам, сознательно или бессознательно навязывающим людям денежную философию счастья, например, в той же передаче «Капитал-шоу» или «Кто хочет стать миллионером».
За пропаганду богатства нужно судить, как за уголовное преступление. Пропагандировать нужно не богатство, а достойный труд человека, его вклад в жизнь общества.
Можно и нужно верить каждому слову Д. Н. Мамина-Сибиряка. Жизнь старателей он знал досконально, их профессией владел в совершенстве. После прочтения этой книги и вооружившись соответствующими профессиональными знаниями, возникает желание заняться поиском золота на собственной даче. И получилось бы!
Вот только счастья это не принесёт, а беда – почти гарантирована.
Н. Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 03 августа 2017 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.