(Окончание. Начало в № 23)
При Советской власти эти проблемы решал ряд государственных органов, в том числе Министерство здравоохранения и Академия наук СССР. Пятигорскому научно-исследовательскому бальнеологическому институту дали поручение провести исследования по проблемам обеспечения курортов минеральными водами и грязями. В результате была установлена прямая зависимость между динамикой атмосферных осадков и дебитом минеральных источников. Данные показали, что дебит минеральных вод напрямую зависит от количества выпавших осадков в определённой зоне, названной «зоной водного питания минеральных источников», но при условии, что поверхностный сток выпавших осадков зарегулирован лесным покровом. Учёные подчёркивали прямую связь дебита минеральных источников с изменением баланса площадей лесных насаждений и эрозией почв, причём не только в зонах водного питания, но и на прилегающих территориях.
В то время шли споры о происхождении минеральных источников Кавминвод: поверхностные они или подземные, т. е. от инфильтрации поверхностного стока выпадающих осадков (поверхностные) или от запертых в подземных толщах остатков древних морей. Провели эксперименты. С помощью изотопного анализа (метод меченых атомов) исследовалась скорость прохождения осадков до основного каптажа. Оказалось, что из предполагаемой зоны водного питания «Нарзана» меченые атомы появились через 14 месяцев, «Ессентуков-4» – через 11 месяцев и т. д. Таким образом, экспериментально была подтверждена гипотеза о поверхностном происхождении минеральных источников. Приняли решение о проведении лесомелиоративных работ в определённых зонах питания минеральных вод.
Но это решало только часть проблемы, другая заключалась в том, что на оголённых горных склонах только 6-7% влаги поступало в почву, а 93- 94% выпавших осадков скатывалось по склонам. При этом летом ливень средней интенсивности 35 мм (350 тонн воды на 1 га) смывает с поверхности даже не крутых горных склонов до 120 тонн почвы с гектара. Облесение позволяло перевести поверхностный сток в подземный, прекратив эрозию почвы, и повысить дебит минеральных источников Кавминвод. Каждый дополнительный процент перевода поверхностного стока во внутрипочвенный сокращал эрозию почвы и повышал дебит минеральных источников в основном каптаже.
Отмечая важность лесомелиоративных работ на Кавминводах, Совет Министров РСФСР в постановлении № 575 от 20 августа 1956 года поручил Министерству лесного хозяйства РСФСР, Министерству совхозов РСФСР и Министерству коммунального хозяйства РСФСР в 1957 году разработать план зелёных насаждений вокруг Ессентуков, Пятигорска, Кисловодска, осуществить в 1957-65 годах посадку леса в зоне образования минеральных источников на площади 64 тыс. га.
Объёмы лесомелиоративных работ, определённых Постановлениями Правительства РСФСР, были впечатляющими. Это, по существу, была первая после паузы попытка реабилитации исторического «Сталинского плана преобразования природы», осуществлявшегося в период 1948-1953 гг. на юге нашей страны. Проект лесомелиоративных мероприятий на территории КМВ был составлен на общую площадь 64 тысячи гектаров, что практически совпадало с площадью зон санитарной охраны минеральных источников. Рабочий проект размещал лесные посадки на площади 23 тысячи гектаров. Огромную ценность для КМВ представлял тот факт, что Постановлением Правительства РСФСР в 1956 году все 23 тыс. га сразу подлежали изъятию у землепользователей и передаче в Государственный лесной фонд.
Такое мероприятие само по себе снизило бы влияние негативных хозяйственных факторов на поверхности территорий, определённых как зоны питания, т. к. они оказались бы в сфере действия и контроля государственной лесной службы. К сожалению, это решение скоро пришло в противоречие с быстро менявшейся хозяйственной и политической обстановкой в крае и было скорректировано Правительством РСФСР. Новая редакция этого раздела предусматривала поэтапную передачу земель в ГЛФ по мере их освоения и послужила бомбой замедленного действия под всем проектом, так как дала простор для узковедомственных, местечковых чиновничьих игр, что привело в конце 70-х годов к практическому затуханию работ.
Противоречивую роль сыграл и факт открытия новых месторождений минеральных вод в прилегающих к курортной зоне районах. Создалась видимость решения проблемы с точки зрения функционирования курортов. На деле она была отодвинута на потом. Несмотря на это начало практических работ было внушительным, а отдельные результаты впечатляющими.
Годовой объём лесопосадок лишь по Кисловодскому лесхозу доходил до 500 гектаров, а ведь выполнялось это на горных склонах крутизной от 8 до 40 градусов при отсутствии опыта работ в таких условиях. К чести авторов правительственных постановлений и проектов, были приняты во внимание многие проблемы, сопутствующие любому новому делу. Будущим исполнителям предоставлялось право экспериментирования и внесения корректив в рекомендованные технологические схемы.
Неожиданным оказалось первоначальное отношение к лесхозу и его деятельности горожан и местных администраций. Оно часто было негативным, ироничным и даже враждебным вопреки актуальности целей. Повсеместное изъятие земель и передача их в ГЛФ нарушало сложившийся баланс интересов, а первые успехи приводили в смущение скептиков и местных авторитетов, предрекавших провал «авантюрной затеи».
Несмотря на неудачи, переделки и реконструкции уже сделанного с 1960 по 1975 годы по Кисловодскому мехлесхозу было выращено лесных насаждений на площади, превышающей 4300 гектаров, в том числе на террасах 2880 га и в зелёной зоне города – 2328 гектаров. В ходе работ было опробовано более 30 видов древесно-кустарниковых пород, в том числе и экзотов по отношению к данному району. Предпочтение отдали сосне как лесообразующей породе, но это оказалось и тем самым крестом как нынешним, так и будущим работникам лесной отрасли. Массивы сосны с пышными травостоями на неохраняемых прилегающих сельскохозяйственных площадях и территориях – вечная пороховая бочка! Чтобы сберечь на КМВ то, что есть, необходимо сместить направление в работе с посадок леса на его очистку от захламлённости, прореживание, дополнение, реконструкцию и т. д. Лес должен быть здоровым и ухоженным для выполнения своих рекреационно-экологических функций в полной мере.
Мы принимаем как научно доказанный факт зависимость между динамикой атмосферных осадков и дебитом всего спектра минеральных вод. Но осадков, выпавших не вообще в регионе КМВ, а на ограниченных площадях, выделенных в натуре и названных «зонами водного питания минеральных источников».
Именно эти лесные земли должны быть приоритетными. Как с точки зрения их санитарного состояния, так и необходимости ограничения чрезмерно активного сельскохозяйственного использования, особенно содержания и выпаса скота в зоне санитарной охраны. Нельзя бесконечно игнорировать факт поверхностного происхождения и образования минеральных источников. Тем более что в материалах проведённых исследований отмечалась связь динамики минеральных источников и их санитарного состояния с изменением баланса лесных площадей, с интенсивностью сельхозпроизводства и эрозией почвы не только в непосредственных зонах водного питания, но и на граничащих с ними территориях. Но эти научные выводы игнорируются как в практической деятельности хозяйствующих субъектов, так и при принятии административных решений.
В 2005 году краевая администрация приняла решение о переходе в порядке эксперимента на 131-ФЗ. Это требовало утверждения границ муниципальных образований и городских округов. Эксгубернатор А. Л. Черногоров совместно с местными администрациями и депутатами краевой Думы взялись за дело. Раздали территорию, как в своё время экс-президент Ельцин раздавал государственный суверенитет. Что в результате этого получилось в России, знают все. Что произошло в особо охраняемом эколого-курортном регионе КМВ, попробую объяснить.
Основная масса начальствующих и обывателей уверены, что на КМВ непреходящую ценность представляет земля, а не лесные насаждения. С точки зрения текущих, частных потребностей и интересов это верно, но абсолютно неправильно, а стратегически для курортной зоны вредно и губительно. Потому что с таким трудом достигнутый баланс лесных насаждений разорван, деградирует, а где-то прямо уничтожается.
В утверждённых краевой Думой границах городских округов оказалось около 10 тысяч гектаров леса, рассматривающихся муниципальными администрациями как земли поселений (резерв для застройки и хозяйственного освоения), а не как зелёные зоны вокруг городов, связанные с зонами водного питания и образования источников минеральной воды и оздоравливающего микроклимата. Остаётся надеяться на то, что наделённые административной властью мужи дорастут (или дозреют?) до уровня государственной мудрости и начнут решать проблемы курорта федерального значения комплексно, а не фрагментарно и поверхностно, руководствуясь сиюминутными выгодами.
Тем, кто, возомнив себя царями природы и господами в обществе, стоит напомнить: «Мы отнюдь не властвуем над природой так, — писал К. Маркс, — как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы, мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри неё, что всё наше господство над ней состоит в том, что мы в отличие от всех других существ умеем познавать её законы и правильно их применять». На сегодняшний день существование общества и его будущее зависят от того, насколько люди сумеют, правильно познав законы целостности биосферы, соблюдать их в своей деятельности. Ведь не техника (шире – техносфера), а способ её использования, подчинённый интересам наживы, наносит огромный ущерб природной среде и человеку.
В России 2017 год объявлен Годом экологии, но плана мероприятий, например, на уровне «Сталинского плана преобразования природы» правительство не предложило и предложить ввиду хронической скудости государственного бюджета не в состоянии. Бюджет напоминает «шагреневую кожу» из романа Бальзака. Как бы с российским правительством не произошло то же, что и с его героем. Всё, на что правительство способно – пресловутые точки роста, которые почему-то не хотят расти или растут не в том направлении. Всё общественное начиная с целых отраслей производства чахнет и распадается, деградирует социально-экономическая инфраструктура, но частные (особенно долларовые!) состояния растут опережающими темпами.
Никто не связывает их рост с темпами роста производительности общественного труда, как заработную плату рабочих и служащих. Получается, что долларовые миллиардеры и миллионеры не участвуют в общественном производстве и не зависят от него. Следовательно, их состояния нажиты неправедным, спекулятивным путём, а правительство их покрывает, являясь комитетом по организации их частных дел? Вместо подъёма экономики, её технико-технологического роста они помогают обделывать свои делишки состоятельным группам лиц не только за спиною у народа, но иногда и прямо на его изумлённых глазах. Видимо, поэтому Год экологии сведён к банальному требованию уборки мусорных свалок, которые являются лишь внешним проявлением и показателем положения общих дел в стране.
Сокращение финансирования лесной отрасли можно продемонстрировать по Московской области. На парламентских слушаниях в Госдуме в 2015 году были озвучены цифры: в 2014 году субвенции из федерального бюджета составили 1681 млн, в 2015 г. — 1519, в 2016 — 1379, в 2017 — 719,5 млн. Снижением бюджетного финансирования власть стимулирует интенсификацию коммерческих отношений в лесной сфере. Всё, включая противопожарные мероприятия, легло на плечи арендаторов и неравнодушной общественности. Следовательно, тот «лес, который был у нас прежде, мы потеряем. Это неизбежно». Вот как оценивают перспективы в лесной отрасли в газете «Московский комсомолец» от 02.02. 2017 года.
Власти заточены исключительно на деньги, которые может приносить лес. По замыслу минприроды, в рекреационном лесу можно возводить капитальные строения, но площадь, которую они занимают, не должна превышать 20% площади арендуемого участка и 3% площади лесничества или лесопарка, где этот участок находится. Переводить такие лесные участки в земли других категорий запрещается.
Ректор Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства А. Петров со времён принятия нового Лесного Кодекса в 2006 году был в авангарде процесса коммерциализации и предложил концепцию, строящуюся на трёх китах:
Арендовать лес под рекреационные цели могут только предприниматели, осуществляющие рекреационную деятельность.
Такая деятельность требует возведения капитальных объектов, поэтому в новом законе об организации рекреационной деятельности должно быть разрешено их строительство.
Предпринимателям нужно сдавать в аренду только те лесные участки, на которых будут возведены капстроения, а для этого выводить их из состава земель лесного фонда с последующим выкупом.
Специалисты и не только могут себе представить вакханалию частнособственнических интересов в отношении лесов КМВ, особенно лесов вокруг городов-курортов, территория которых уже сейчас под всевозможными благовидными предлогами усыхает на глазах.
Неравнодушной общественности необходимо обратиться к проблемам экологии на курортах КМВ и взять под неусыпный контроль эти процессы, чтобы не закончилось экологической катастрофой всей курортной сферы в крае. Для этого нужно наладить постоянную работу с краевыми депутатами, депутатами ГД РФ от Ставрополья и МПР Ставропольского края, руководство которого обязано возглавить эту работу в интересах эколого-курортного региона.
В. В. БУРТНИК,
председатель Консультативного совета партийных организаций на КМВ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 22 июня 2017 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.