К 70-летию Великой Победы
Патриотизм начинается тогда, когда человек задумывается об истории своей страны, о судьбах людей, живущих рядом. В этом смысле всероссийское движение «Отечество» под эгидой Центра детско-го и юношеского туризма и краеведения, подхваченное школьниками Ставропольского края, воспитывает у молодого поколения истинные патриотические чувства. Более 20 лет ребята занимаются огромным, кропотливым трудом, собирая материал о своих земляках. Одно из направлений краеведческой работы – рассказы об участниках Великой Отечественной войны. Многих из них уже нет в живых. А в памяти остались их воспоминания, бережно записанные детской рукой.
Всю войну Николай Георгиевич Антонов крутил баранку автомобиля ЗИС-5, хотя до этого в руках держал только карандаш да школьную указку. Он не считал себя героем, потому что его поражали и восхищали мужество и храбрость танкистов, с которыми он прошёл всю войну. Да и вообще, говоря о героизме, мы редко упоминаем тех, кто был за рулём военной машины. Но ведь у каждого солдата на войне было своё оружие. У пехотинца — винтовка, у артиллериста — орудие, у лётчика — самолёт. А для военного водителя основное оружие — его автомобиль, даже если это был вчерашний мирный грузовик.
С началом Великой Отечественной войны потребность в ЗИС-5 резко возросла. На то время это была самая грузоподъёмная автомашина. В войсках Красной Армии грузовики использовали для перевозки снарядов и горючего. А вражеская авиация охотилась за ними, не жалея бомб. Неказистый с виду ЗИС-5 славился своей живучестью. У него редко что ломалось.
В упрощённом военном варианте ЗИС-5В был лишён обогрева и других параметров, обеспечивающих элементарный комфорт. Зимой в кабине было холодно, летом — жарко и пыльно. Но трёхтонка колесила по фронтовым дорогам до самой Победы, и водители ласково называли её «Захар».
Вообще-то, Николай Георгиевич мог пройти войну танкистом. Начиная срочную службу в автомобильном полку, он быстро освоил специальность, был назначен командиром отделения и обучал новобранцев. В феврале 1941-го по личному рапорту был переведён в 64-й полк 32-й танковой дивизии. Здесь стал осваивать новейший танк, легендарную машину, по поводу которой Гитлер признался: не начал бы войну против России, зная о существовании Т-34.
Но занять место водителя мощной бронемашины Николаю Георгиевичу не пришлось. На рассвете 22 июня военный городок, располагавшийся на восточной окраине Львова, бомбила немецкая авиация. Полк подняли по тревоге. Танки и грузовики с боеприпасами срочно направили в назначенный район. Навстречу уже шли машины с ранеными пограничниками, женщинами и детьми. Всё было понятно — это война.
Танковая дивизия, куда входил полк Антонова, была наиболее укомплектована материальной частью. Она должна была выступить против главного танкового удара группы Клейста. После сосредоточения дивизия по приказу совершила 45-километровый марш до местечка Мосты Вельке.
Но танков противника там не обнаружили. Тогда танковую группу направили для уничтожения десанта в районе Каменка-Струмилово. Но там оказались свои части. Полк перебрасывали из одного района в другой из-за того, что не было верных разведданных о противнике. В результате экипажи и водители не имели нормального отдыха и возможности восстановления материальной части. Однако танкисты сражались отчаянно. Вот что говорил Николай Георгиевич, вспоминая то время:
— Наши дрались самоотверженно. На мелкие ранения никто не обращал внимания, а с серьёзными желали себе смерти. Помню, как после боя мы проходили по полю сражения. Слышим чей-то стон. Это боец с ранением в живот пытался ползти, а у него уже все внутренности наружу. «Братки, пристрелите меня, больно очень», — просил он. Но мы позвали медсестру. Не буду лукавить, ужас охватил нас тогда. Львов оставили. От командования фронтом поступил приказ уничтожить склады с боеприпасами и продовольствием. Их подожгли, и весь город был окутан чёрным дымом. Войска отходили с большими потерями. Значительную часть техники тоже уничтожили, так как даже мелкие неисправности невозможно было устранить из-за отсутствия ремонтных средств.
Танковое сражение на Западной Украине завершилось поражением советских войск. Позже историки отметят, что немецкие танковые дивизии превосходили мехкорпуса Юго-Западного фронта по боевой выучке. Личный состав по большей части не имел не только боевого, но и учебного опыта, штабы не успели приобрести навык управления войсками. И всё же наши армии с честью выполнили свой долг, пройдя в жару, по пыльным дорогам, без воздушного прикрытия 500 километров, а затем с ходу, не имея данных разведки, вступили в неравную схватку с противником. Но тогда каждое поражение воспринималось как предательство. И Николай Георгиевич не раз слышал упрёки от жителей городов и деревень, оставляемых на растерзание врагу.
А они всё двигались на восток в направлении Киева, обгоняя беженцев… В небе то и дело появлялись самолёты и бомбили колонны. А то откуда ни возьмись вдруг вырастали немецкие танки. Приказано было в бой не вступать, что вызывало недовольство уже у солдат. По возможности вражеские подразделения обходили стороной, отступая к укреплённым районам, где должны были организовать прочную оборону.
Киев оборонялся 71 день. Длительная и упорная борьба войск Юго-Западного фронта сыграла важную роль в срыве немецкого плана «молниеносной войны». Наступление на Москву было задержано. Но советские войска понесли большие потери. От полков 32-й танковой дивизии, в которой служил Н. Г. Антонов, не осталось ни одного полного подразделения.
Для переформирования их направили в столицу. Здесь воинская часть Антонова вошла в 31-ю танковую бригаду 5-й танковой армии. Танкисты, для которых он подвозил боеприпасы, участвовали в битве за Москву, где моторизованные дивизии тоже сыграли огромную роль.
Затем было величайшее сражение под Прохоровкой, когда в неистовом бою сошлись около 1200 танков и самоходных орудий с обеих сторон. Лучшие дивизии вермахта «Великая Германия», «Адольф Гитлер», «Рейх», «Мёртвая голова» были разбиты, и больше враг на этом направлении не наступал.
Во всех этих событиях Николай Георгиевич был непосредственным участником, потому что многое зависело от него, от тысяч таких, как он. Каждый водитель понимал, как тяжело ехать в сложной обстановке, при любой погоде, при обстреле. Но это было необходимо. Военные водители никогда не искали способа отказаться от задания. Они знали: от рейса машины зависят жизни.
А потом Николай Георгиевич на своей трёхтонке вслед за победоносной танковой армией возвращался к западной границе СССР той же дорогой – через освобождённые города Белгород, Харьков, Кременчуг, Пятихатка, Знаменка.
Победу встретил в немецком городе Венгерин, не доехав до Берлина 200 километров. Обидно было не за то, что не добивал врага в его логове, просто очень хотел увидеть город, о котором много читал. А тут возможность такая – машина есть. Уговорил командира — и махнули в Берлин. Обошли все достопримечательности: Бранденбургские ворота — символ столицы, Александерплац — площадь в честь российского императора, музей революции, увидели театры и даже оставили автографы на рейхстаге. После возвращения домой он будет рассказывать своим ученикам не об ужасах войны, они и так натерпелись, а о том прекрасном, что есть у немецкого народа и чем он действительно может гордиться.
С детства у Николая Георгиевича была тяга к знаниям. Выросший в бедной многодетной семье, без матери, он непременно хотел выбиться в люди. До войны закончил педагогический техникум и работал в школе хутора Дегтярёвского, потом перебрался в Невинномысск. После возвращения с фронта учил детишек и сам учился в институте. Выучил своих сыновей. Оба – Виктор Николаевич и Владимир Николаевич — стали докторами физико-математических наук.
У него была самая мирная профессия на земле, в которой он многого достиг и оставил о себе добрую память. Но фронтовые дороги, где он по-прежнему оставался старшим сержантом Антоновым, не забывал никогда.
Л. А. СЕРГЕЕВА.
(Материал о ветеране собран учеником МОУ СОШ № 2 Невинномысска Дмитрием Николаевым).
Статья в электронной версии газеты «Родина» № 51 (1053) от 25 декабря 20 14 г.