К 205-летию со дня рождения А.И. Герцена.
Он рос и воспитывался в России, получил образование в Московском университете на физико-математическом факультете, позже состоял в кружке В. Г. Белинского, прошёл тюрьму и ссылку, делавших, по его словам, сильного человека ещё сильнее. Но в дальнейшем, не ожидая милости от царизма, Герцен переехал жить за границу, исколесив Европу, чем, видимо, и спас себя для русской революции.
Шутить с Николаем I риск был большой. Император не только арестовал Герцена ни за что (за песню, которую он не пел и даже не был на вечеринке, где её пели), но и имущество писателя и его матери, арестованное, заложил Ротшильду. Однако миллиардер оказался умнее или гуманнее нашего монарха и добился снятия императорского запрета.
Александр Иванович Герцен – известный писатель, философ, педагог и публицист – был русским человеком. Пусть никого не смущает его фамилия Герцен (от немецкого слова «Herz» – сердце). Немкой была его мать, а по отцу Александр Иванович должен был носить фамилию Яковлев, но брак между родителями не был зарегистрирован, и потому они придумали ему «собственную» фамилию.
Герцен родился 6 апреля 1812 года, в год наполеоновского нашествия на Россию, а умер 21 января 1870 года, в год, когда родился В. И. Ленин. Ленин тоже умер 21 января. Конечно, это – лишь совпадения, но важные для нашей истории. Именно под влиянием событий 1812 года, а позже восстания декабристов 14 декабря 1825 года Герцен вместе с другом Н. П. Огарёвым в юном возрасте поклялись посвятить жизнь делу свободы России. И слово своё сдержали.
В. И. Ленин реализовал главные мечты А. И. Герцена. Не обращаясь к Ленину, мы, возможно, не поймём в Герцене главного. Как можно обойтись без слов Владимира Ильича о том, что Герцен вплотную подошёл к диалектическому материализму и остановился перед историческим материализмом?
В своих оценках Ленин был строг, но объективен. В статье «Памяти Герцена» (1912) он писал, что в «русском социализме» (главной идее писателя) «нет ни грана социализма». Его социализм всего лишь «прекраснодушная фраза», «доброе мечтание». После этих ленинских слов стоит ли интересоваться личностью Герцена?
Да, по убеждениям он был сторонником идей утописта А. Сен-Симона. Сенсимонисты были убеждены, что скоро наступит время, когда всякая эксплуатация человека человеком прекратится, люди соединятся в ассоциации, живущие по принципу «всякому по способностям, всякой способности по её делам!»
Зачатки ассоциации Герцен видел в крестьянской общине. «…Какое счастие для России, – писал он, – что сельская община не погибла, что личная собственность не раздробила собственности общинной; какое это счастье для русского народа, что он остался вне… европейской цивилизации, которая, без сомнения, подкопала бы общину…»
В. И. Ленин не мог принять «крестьянского социализма» Герцена. Но в его идеях о праве крестьян на землю, об уравнительном разделе всей земли увидел революционные стремления крестьян к равенству, полному уничтожению помещичьего землевладения. Социализм Герцена был утопическим – крестьянским. Но он был революционным.
Не ошибка, а беда Герцена состояла в том, что пролетарский период в революционном движении ещё не наступил, а буржуазный уже закончился, потому он в мужике видел социалиста, но всё же рассматривал крестьян как революционную силу.
Именно революционность Ленин и ценил в Герцене больше всего. Именно он, по словам Владимира Ильича, «поднял знамя революции», «спас честь русской демократии». Ленин выделял и другие заслуги А. И. Герцена перед революционным движением в России. В их числе – непримиримость к самодержавию и к либерализму, тому самому, который и сегодня составляет главную опасность для будущего России.
Другая важная заслуга писателя: издавая журналы «Полярная звезда» и газету «Колокол», Герцен первым поднял великое знамя борьбы путём обращения к массам с вольным русским словом. Говоря современным языком, партийная печать началась именно с Герцена.
Да, Александр Иванович ошибался, утверждая, будто социализм должен выступать с «проповедью, равно обращённой к работнику и хозяину, земледельцу и мещанину». Но после разрыва с анархизмом Бакунина он обратил взор не к либерализму, а к интернационалу, которым руководил К. Маркс. И если бы Герцен прожил более длинную жизнь, несомненно, стал бы марксистом.
Но есть ещё одна важная заслуга А. И. Герцена, о которой В. И. Ленин не говорил (тогда это было неактуально), но в начале XXI века она имеет для нас первостепенное значение. Речь идёт о критике Александром Ивановичем буржуазного миропорядка, мировоззрения и буржуазной (мещанской) морали. Его «Письма из Франции и Италии» и сейчас представляют для коммунистов громадную идеологическую и публицистическую ценность.
Ключевая мысль писателя заключается в том, что общество, главной ценностью в котором являются деньги, опасно больно. Герцен пишет: «Дело совсем не в ненависти к деньгам, а в том, что порядочный человек не подчиняет всего им, что у него в груди не всё продажное».
Но в том-то и дело, что в буржуазных условиях становится всё меньше порядочных людей и всё больше людей продажных (мы это видим по современной России), готовых торговать чем угодно, хоть капустой белокочанной, хоть Москвой белокаменной, хоть самим собой – идеями, убеждениями, совестью, телом.
Вот некоторые высказывания Герцена по этому поводу: «Буржуазия исключительно занимается рентой (т. е. доходом. – Авт.), смеётся над самоотвержением и хлопочет только о пользе…Она эгоистически труслива и может подняться до геройства, только защищая собственность, барыш… У неё одна религия – собственность… У них (буржуа. – Авт.) страсть к деньгам и философское равнодушие к средствам их приобретать сопровождается страстью их бросать…». Разве сегодня российская буржуазия поступает иначе?
Читая Герцена, приходит на ум удивительная параллель между Францией революционной 1848 года и послереволюционной, между советской и постсоветской Россией. Картины схожие: народы Франции и России променяли возвышенные идеалы на примитивные ценности мещанского бытия. Главная ценность – полный желудок, а все остальные органы человека лишь «внешние украшения желудка, его орудия».
«С некоторого времени, – писал Герцен о Франции, – материальные интересы подавили собой все другие… Идеи, слова, потрясавшие так недавно людей и массы, заставлявшие их покидать дом, семью для того, чтобы взяться за оружие и идти на защиту своей святыни… потеряли свою магическую силу…». Разве всё это не относится к нынешней России, которая пришла на смену советской?
Герцен предвидел не только победу социализма, но и его поражение. Но пусть буржуазия не радуется, её – по Герцену – непременно погубит безумная страсть к деньгам и философское равнодушие к средствам их получения. Почему же «великие слова и идеи остались словами и идеями и – что хуже того – надоели»? Хотите, читатель, знать развёрнутый ответ? Не ограничивайтесь этими заметками, читайте А. И. Герцена, хотя бы его «Письмо четвёртое» из Парижа от 15 сентября 1847 года.
Жизнь по Герцену – не потребление, а служение идее социализма. Его мировоззрение – воинственно антимещанское. Он понял и ужаснулся, что снизу всё тянется в мещанство, а сверху всё падает в него. Когда же это поймём и мы?
Ведь социализм – великолепный читальный зал для развития человека, а капитализм – обычная кухня, корыто для еды, да и то не для всех. «О, жрать, да спать, да гадить, да сидеть на мягком, – восклицал Ф. М. Достоевский, – ещё слишком долго будет привлекать человека на Земле…»
Как видим, был прав. Обращение к Герцену сегодня – напоминание бывшему советскому человеку и россиянину о его возможной деградации.
А. НИКУЛИН.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 06 апреля 2017 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.