Диалог с редактором
Речь пойдёт не о прошлых технологиях образца 30-х годов, а о репрессиях современных. Но есть ли они? Увы, есть, пусть их так и не называют сегодня, но они качественно иные, а количественно несопоставимые, многократно превосходящие жертвы прошлых лет.
В технологии современных репрессий можно выделить три составляющие. Первая – нужно минимизировать пенсии, и старики ускоренно вымрут якобы по естественным причинам. Вторая – лишить людей возвышенных идей, и они начнут убивать себя сами (суициды), ибо люди, лишённые идей, лишаются также и смысла жизни, и воли к ней. Третья предпосылка – лишить людей работы, и они начнут убивать друг друга: надо же на что-то жить и как-то выживать! Главная разница в нынешних репрессиях и прошлых заключается в том, что тогда их осуществляло само государство, имевшее, кстати, конституционное право на насилие, а сегодня государство лишь создаёт предпосылки, вследствие которых люди репрессируют друг друга сами. А государство вроде бы здесь ни при чём и даже карает людей за совершаемые преступления. Другое различие количественное: если в прошлом, с 1929 по 1953 год, от репрессий пострадало около одного миллиона человек, то ныне Россия в год, по разным данным, теряет от одного до двух миллионов человек.
Трудно утверждать, что нынешние репрессии кем-то задумывались или планировались, но не это важно. Важно, что именно так они и осуществляются на деле: люди, поставленные в вышеназванные условия, представляют реальную угрозу и себе, и окружающим.
К этим мрачным размышлениям меня побудило письмо товарища Василия Петровича Погибельного из посёлка Падинского Георгиевского района, где была замучена и фактически казнена гражданка Б., его бывшая ученица. Причины этой трагедии – бездушное буржуазное общество, безразличные люди и слабохарактерность самой погибшей.
Автор подробно описал буржуазные условия, которые привели к трагедии, – тут не добавить и не убавить. В этих условиях, которые в письме называются «эпохой распада былого», ослабления «тормозов совести людей», падения скреп между людьми, когда их сплачивают лишь «сто граммов да краюха хлеба», погибшая просто не смогла самоопределиться. Рвачам, выжигам и проходимцам буржуазные условия бытия являются почти идеальными для их проделок. Но только не для таких, какой была гражданка Б., которую автор письма характеризует как добрую, жизнелюбивую, но слабохарактерную. Для таких людей, как она, а их в стране большинство, переживаемое время является воистину погибельным.
Трагедия эта развивалась постепенно, на глазах у односельчан. Но никто её не предотвратил, хотя все наверняка понимали, к чему катится женщина, пьющая и живущая с бичами. Автор так и назвал своё письмо – «Падение падинцев». Цитирую: «Бичи разными путями бренный мир сей покидали. А что люди? Люди молча наблюдали».
Что же касается вины самой покойной, то будем придерживаться народной мудрости: о покойниках либо хорошо, либо ничего.
А что же делать? В. П. Погибельный, описывая жизнь в селе в советскую эпоху, сам же и отвечает на этот вопрос. Пусть и не прямо, но думающему человеку достаточно: нужно воссоздавать Советы. А пока этого не сделано, то функции Советской власти должна принимать на себя партийная организация – коммунисты, разумеется, если они есть в селе.
Н. Ф. БОНДАРЕНКО.
Статья в электронной версии №49 (1051) газеты «Родина» от 11 декабря 2014 г.