Начиная новый курс военной педагогики и психологии, я иногда просил курсантов открыть тетрадь, приготовленную для этой дисциплины, и расписаться в ней – обычно, как всегда.
Потом садился рядом с некоторыми из них и, глядя на роспись, давал краткую личностную характеристику. Например, говорил кому-то, что он – человек очень осторожный, даже скрытный, но самолюбивый и придерживающийся очень высокого мнения о себе. Редко кто со мной не соглашался. Чаще следовал удивлённый вопрос: «Вы угадали, а как это у вас получилось?»
Конечно, я когда-то проштудировал книжечку под названием «Графология» о почерке и методах его исследования в целях выявления психологических черт характера. Но главное состояло в другом.
Когда-то в середине 50-х годов мы, школьники, писали обычными ручками, не шариковыми и не с гусиными, а с металлическими перьями, которые назывались «звёздочкой».
Писать – это были и наука, и мука! Нам учитель объяснял очень трудное слово «психомоторика», и мы его понимали – почерк любого человека подобен папиллярным линиям на руке, всегда выдаёт его личность и характер.
Мы знали, что каждая буква состоит из трёх частей – Явь (нижняя часть), Правь и Навь (верхняя часть). А главное, понимали, что каждое слово кроме содержания и смысла несёт в себе ещё и любовь к родной речи. И не просто писали, но и учились любить свой родной язык!
Тогда был ещё учебный предмет большой трудности – «Чистописание». Оказывается, чем больше стараешься, тем скорее допустишь ошибку. Но особенно трудно было писать любимой девочке на 8 Марта поздравительную открытку. Во-первых, всегда их перепортишь уйму из-за назойливых ошибок, а во-вторых, невозможно было спрятаться за почерк: он легко высчитывался, как его ни меняй.
Давно это было.
Потом появились шариковые ручки, печатные машинки, потом нынешние гаджеты. Сейчас рукой писать не обязательно: нажал кнопку – и вся любовь. Поделать с этим ничего нельзя, хотя почему же? В странах восточной культуры и сегодня каллиграфия – один из самых главных учебных предметов. Вот бы и в наших школах ввести учебный предмет под названием «Каллиграфия русского языка». Ведь за каждой буквой стоит целая история, более того, – философия родной речи и культуры!
Увы, это всё мечты. Но признать, что отказ от обычной ручки – беда, нужно. Ручка формирует психику человека, развивает его мышление.
Поразительное дело: XIX век, лишённый электричества, дал миру огромное число талантливых писателей. «Мир электричество венчал на царство, свечи – вздор. Но разговоры при свечах прекрасны до сих пор». Кажется, это сказала М. Цветаева. Тогда гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные мысли. Более того, обходятся без них вообще.
Компьютер убивает мысль или генерирует её? Доказать генерацию не получается…
Потребовался даже специальный праздник День ручного письма (почерка), который отметили 23 января. В этот день родился один из видных американских государственных деятелей – Джон Хэнкок, который первым поставил свою подпись под Декларацией Независимости. Подпись Хэнкока была крупной и размашистой, что и прибавило авторитета её автору, а также стало поводом для учреждения упомянутого праздника.
Товарищи и господа! Пишите ручкой. Не от руки сформулированные мысли окажутся механическими. Полумёртвыми. Не сегодня сказано: что написано пером, не вырубишь топором. Не сегодня сказано, что бумага надёжнее камней.
Куда подевался Колосс Родосский? А вот египетские пергаменты сохранились! От XXI века, может быть, останется меньше памяти (памяти о людях!), чем о веке XIX. Почему? Потому что тот век оставил человечеству богатое эпистолярное наследие – письма, дневники, воспоминания, записки, альбомы и т. д. Кто сегодня их пишет? Многие ли?
Погаснут компьютеры, и навсегда пропадут мысли и страдания людей XXI века. Если вы хотите навсегда полюбить кого-то из писателей, например, Н. В. Гоголя, перечитайте два тома воспоминаний о нём, написанных (собранных) В. В. Вересаевым, и Гоголь больше никогда не отпустит вас из своих объятий.
Если вы сами хотите оставить какой-то след после себя в памяти общества (детям, внукам, правнукам, будущим поколениям) и начать хотя бы с себя хронологию своей семьи, начните писать свои дневники с любого возраста.
Увы, люди в этом отношении ленивее ленивцев. Они не понимают, не задумываются даже, что день сегодняшний никогда не повторится и сотрётся в памяти, словно бы его и не было вовсе. Записанный же день можно переживать много-много раз, т. е. кратно удлинять свою жизнь.
Потеря памяти о своей жизни – самая страшная потеря. Как жаль, что не вели своих записей ни Ленин, ни Сталин! Многие политические проблемы, ныне острые, решились бы сами собой.
Храните полученные письма, не выбрасывайте их. «Письма, – писал А. И. Герцен, — больше чем воспоминания, на них запеклась кровь событий, это само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное». Прикосновение к обычной ручке зачастую – прикосновение к вечности.
Н. Ф. БОНДАРЕНКО,
кандидат педагогических наук.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 26 января 2017 г. на сайте ЦК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 26 января 2017 г. на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.