Валерия Андреевича Адаменко знают многие жители нашего края не только по трудовым заслугам на различных должностях, но и по его сегодняшней партийной работе в краевом комитете КПРФ, где он является председателем Контрольно-ревизионной комиссии.
По роду своей деятельности ему часто приходится общаться с современной молодёжью, особенно вступающей в партию, с молодыми коммунистами, комсомольскими активистами. В прошлом он и сам прошёл хорошую школу комсомольской закалки. Об этом накануне дня рождения ВЛКСМ и беседа с ним.
— Валерий Андреевич, какие главные воспоминания у вас связаны с юностью?
— В младших классах я – горнист, барабанщик пионерской дружины в СШ № 5 Будённовска. Для меня было очень почётно под звуки пионерского горна созывать ребят на построения или пионерские линейки. Был активным членом спортивных секций и технических кружков. Юность протекала по сложившемуся тогда закону взросления для всех. До третьего класса – октябрёнок, с четвёртого по седьмой – пионер, в восьмом классе – вступление в комсомол. Каждый этап был важным событием – своеобразной ступенькой взросления, переходом в качественно новое состояние и мироощущение. Почётным было ношение октябрятского значка, пионерского галстука и значка комсомольца. Равняться на комсомол было почётно.
— Скажите, как повлиял комсомол на вашу дальнейшую жизнь?
— Мы тогда не задумывались над этим вопросом, но комсомольское начало было и осталось в каждом советском человеке – желание трудиться на благо Родины и всегда быть готовым к её защите. После учёбы в школе я пошёл работать на Будённовский ремонтно-механический завод, до армии получил специальность токаря-фрезеровщика, стал квалифицированным рабочим. Надо ли объяснить, что в советскую эпоху слово «рабочий» звучало гордо? Пригодились и навыки общественного активиста, полученные в школе. Был избран секретарём цеховой комсомольской организации.
Служба в армии считалась священным долгом каждого гражданина не только потому, что так было записано в Конституции СССР, а потому, что тогда никто не думал иначе, это было в наших душах. В армию меня провожали всем классом и всей улицей, а комсомол давал рекомендации. Организаторские навыки работы не прошли даром. Вскоре я был направлен на учёбу в армейскую школу и закончил службу в звании главного корабельного старшины.
— Сегодня говорят, что служба в армии – потерянное время…
— Не думаю, что это справедливо. Так, скорее всего, говорит тот, кто не хочет служить в армии или плохо служил. Она всегда была школой жизни, а в советское время – очень хорошей школой.
После службы я поступил в политехнический институт, работал в студенческих отрядах. Будучи на уборке в совхозе Медвеженском Красногвардейского района, по итогам социалистического соревнования занял призовое место в районе по свалу и намолоту зерновых культур. Горжусь этим до сих пор, как и правительственной наградой – медалью «За трудовое отличие». После трудового семестра на институтской комсомольской конференции был избран заместителем секретаря комитета комсомола. А комсомольская организация института тогда обладала правами райкома.
После вуза, пройдя трудовую закалку на рядовых должностях, я был рекомендован на руководящую работу. Успешно справлялся с обязанностями директора автотранспортного предприятия, второго секретаря районного комитета КПСС, председателя исполнительного комитета, начальника управления. Избирался депутатом районного, городского и краевого Советов народных депутатов. Могу сказать, что комсомол для меня без всяких громких слов действительно стал путёвкой в жизнь.
— Валерий Андреевич, а как вы относились к комсомольцам, занимая руководящие должности?
— Повсюду, где была возможность (а она была всегда), делал ставку на комсомол. Твёрдо убеждён: чем больше молодым оказывается доверия, тем значительнее их вклад в общее дело.
Сегодня во всех значимых мероприятиях краевой партийной организации комсомольцы принимают деятельное участие.
Хорошо показал себя комсомол при проведении «Пушкинских дней на Северном Кавказе», спортивных праздников, митингов и демонстраций, субботников по благоустройству города. Комсомольцы проявляют заботу о ветеранах войны и труда, шефствует над пионерской организацией. Большинство молодых людей, вступающих в ряды КПРФ, имеют рекомендации комсомола. Мне доставляет удовлетворение работать с нынешними комсомольцами Тамерланом Чершембеевым, Романом и Дмитрием Стихиными, Ириной Красных, Эльдаром Велирзаевым, Владимиром Лягушиным, Татьяной Лошаковой. Я уверен в их надёжности и в том, что они смогут достойно продолжить дело Ленинского комсомола.
— Что бы вы пожелали современным комсомольцам в их праздничный день?
— Мои пожелание и совет комсомольцам: дорожите своей молодостью, не теряя времени, учитесь – труду, жизни и борьбе, занимайтесь спортом, крепко дружите, любите Родину.
Беседовал Н. Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 27 октября 2016 г. на сайте ЦК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 27 октября 2016 г на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.
9. За свои права нужно бороться. Доклад федерального комсорга ЦФО ЦК ЛКСМ РФ Анастасии Байбиковой на XV Пленуме ЦК ЛКСМ РФ
Летом в Подмосковье прошёл XV Пленум ЦК ЛКСМ РФ. Его основной вопрос: «Положение и место студентов в современной России. Роль Ленинского комсомола в борьбе за права студентов». С докладом выступила федеральный комсорг ЦФО ЦК ЛКСМ РФ Анастасия Байбикова:
— Сфера образования в последние годы стала полем настоящего сражения между сторонниками его реформирования и их противниками. Противники – профессионалы, родители, общественность, сторонники – главным образом, чиновники и их обслуживающие.
Геополитический контекст
Сегодня, когда геополитические противостояния приобретают более выраженный информационный характер, когда политическая дестабилизация достигается с помощью информационно-культурного воздействия на сознание и подсознание групп и индивидов, а результат этого воздействия во многом зависит от уровня образования объекта воздействия (чем выше уровень образования, тем труднее манипулировать человеком), состояние образования становится важнейшим фактором геополитической борьбы.
Уменьшение числа учебных часов по математике и физике, фактическое изгнание из школьной программы астрономии – всё это не просто сужает и обедняет картину мира учащегося, но ведёт к дерационализации сознания. Сегодня распространяется вера в иррациональное, магическое, мистику. В таких условиях легко преподнести любую пропаганду, не имеющую рациональной аргументации.
Не меньший ущерб несёт факт, что курсы по истории, по сути, либо устранены из программ всех факультетов, кроме исторических, либо сжаты. Последствия – утрата исторического видения, исторической памяти. Результат – студенты не могут назвать даты начала и окончания Великой Отечественной войны, полёта Гагарина в космос, Бородинского сражения. Для некоторых Бородинское сражение уже ассоциируется только с бородинским хлебом.
Социальный контекст
Бывший министр образования при проведении реформы заявил: главный порок советской школы заключался в том, что она стремилась воспитать человека-творца, задачей же школы РФ является подготовка квалифицированного потребителя, способного пользоваться тем, что создано другими. Воспитание творчества, человека-творца — порок, при этом экс-министр говорит: будем готовить потребителей, способных пользоваться результатами деятельности других. Поскольку школа РФ созидателей-творцов не готовит, значит, объекты потребления для квалифицированных потребителей будут создаваться за её пределами, за границей, крупным капиталом. А что предложить, если сами ничего не творим, а живём в условиях тотального квалифицированного потребительства? Очевидно, то, что либо создано в советскую эпоху, либо, вообще то, что не создано трудом, а является даром природы – сырьё, минералы, лес, наконец, пространство, территорию, что навечно закрепляет за Россией статус сырьевой державы и резервной зоны.
Все эти процессы, являющиеся следствием реформы образования, усиливают социальный разрыв между слоями и группами. Снижение качества образования при уменьшении его объёма превращает целые группы в информационно бедных, легко манипулируемых, означающее не что иное, как глобальное перераспределение факторов производства и дохода в пользу богатых.
Однако в связи с этими последствиями не стоит забывать и других: игра на понижение образования в социальных целях, в частности, с целью усиления безопасности верхов и их манипулятивных возможностей опасна для них самих. Ведь исторически определено – чем беднее общество, выше разрыв между богатыми и бедными, хуже экономическая ситуация, тем жёстче ответ от низов.
С местом студентов в современном обществе понятно, каково же их положение?
Два десятка лет молодёжь в России – одна из самых незащищённых групп населения. В то же время во все времена она играла огромную роль в жизни страны, так как от её количества и качества образования происходили или взлёт государства, или его крах и уничтожение…
В сложившихся социально-экономических условиях квалифицированный труд перестаёт обеспечивать соответствующий жизненный уровень. Несмотря на провозглашённый курс правительства страны на сокращение штата экономистов и юристов и увеличение специалистов реального сектора экономики, на деле мы видим кардинально другую ситуацию – число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих, сократилось втрое, обучающихся по данному направлению – вдвое.
Почему происходит сокращение, подающееся нам под соусом пресловутой «оптимизации» в сфере образования? С момента принятия убийственного закона об образовании в 2011 году учёба в вузах стала всё менее доступной и всё более платной. Всё бремя расходов на образовательную деятельность стало перекладываться на вузы, стали чаще проскальзывать фразы о том, что ВУЗы должны сами себя кормить.
Становится понятно, почему с 2013 года происходят скандальные процессы слияния вузов. Те вузы, которые чувствовали поддержку наверху, проглотили тех, кто не мог сопротивляться. По официальным статистическим данным, вследствие таких «новшеств» в сфере образования за последние годы закрылось 800 вузов, десятки филиалов и семь тысяч школ. Функция государства дать достойное образование населению переросла в платную услугу, и теперь сами вузы и студенты обязаны приносить деньги государству.
Что это за собой влечёт? Ещё большее ухудшение материального положения студентов. Социологические исследования учащейся молодёжи показали, что в среднестатистическом бюджете студента стипендия покрывает лишь 5% расходов (1200 рублей), помощь родителей — 45%, а 50% расходов покрывает сам студент. При такой картине происходящие и грядущие изменения скажутся на жизни студента, его дальнейшей возможности проходить обучение.
О чём речь? Например, о непрекращающемся росте цен за общежитие, в некоторых регионах она составляет три-четыре тысячи рублей в месяц. По оценкам экспертов, следующий учебный год начнётся с увеличения стоимости оплаты за студенческое жильё. Тем, кто учится на договорной (платной) основе, надо приготовиться к повышению взносов. До сих пор деньги внебюджетников шли только на оплату труда преподавателей. Но теперь не будут финансироваться государством коммунальные и эксплуатационные расходы на обучение платников. Эти меры связаны с ухудшением и качества подготовки. В университетских библиотеках и лабораториях будут жёстче разделять бюджетников и внебюджетников. Последним придётся платить за то, чем до сих пор пользовались бесплатно.
Между тем стоимость обучения во многих вузах уже на пределе возможностей семей. Доходы людей упали, и улучшения в новом году не будет. «Эффективность» настигнет спортивную и культмассовую сферу студенческой жизни, поскольку привязать её к основной деятельности вуза (обучению) сложно, если вуз не спортивный или не театральный. Останутся без финансирования студенческие театры. Или же за все «непрофильные» удовольствия придётся платить отдельно.
Не стоит ожидать поддержки студенчества и со стороны исполнительной власти. Наряду с громкими заявлениями о том, что все социальные обязательства в стране выполняются полностью, во многих регионах дотации для студентов сокращаются или отменяются вовсе. Начали отменять и сокращать транспортные льготы для студентов.
Но и это ещё не всё. Не так давно обсуждались на круглом столе вопросы по реформированию высшей школы, а именно – изменение правил начисления стипендий. Министр образования РФ Ливанов поддержал изменения, заключающиеся в том, что стипендия будет зависеть не от успеваемости, а от будущего трудоустройства. Таким
образом, министр поддержал отмену мотивации студента к учёбе. Стипендии будут получать только студенты, обучающиеся на целевом направлении. Фактически у студенчества отнимают материальную поддержку. Сокращение стипендиальных фондов повлечёт уменьшение размеров всех видов стипендий в вузах – академической, социальной, повышенных и других, приведёт к сокращению иных выплат – например, материальной помощи.
Несмотря на бедственное положение в области образования, прав студентов, их социальной защиты и какой-то реальной стабильности, в современной России очень слабо развита организация студенческих движений в защиту своих прав. В стране нет сильного студенческого профсоюза. Мы не берём во внимание официальные профсоюзы при ССУЗах и ВУЗах. Как правило, это карманные организации, довольствующиеся малыми поблажками со стороны университетов, а при серьёзных нарушениях или отстаивании позиции студентов быстро сдуваются. Т. е. студенческие профсоюзы в большинстве регионов полностью находятся под контролем ректората и власти в лице «Единой России», выполняя лишь культурно-развлекательные функции, а не защищая права студентов.
Главный вопрос – как Ленинский Комсомол участвует в защите прав студентов и борется против навязанной предательской реформы образования? Как работает со студентами и профсоюзами? Вопрос сложный. В основном взаимодействие сводится к проведению круглых столов или конференций на базе учебных заведений, ограничивается околовузовскими пикетами с распространением молодёжных материалов и работой с отдельными студентами.
Пример борьбы за сохранение вуза был в Москве в 2012 году, когда студенты Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ), бастовавшие против присоединения к Российскому экономическому университету имени Плеханова, забаррикадировали турникеты у входов в университет. Забастовку активно поддерживал Московский горком комсомола. В Новосибирске региональное отделение комсомола поддержало студентов, протестовавших против повышения стоимости проездного на 70%. В Белгороде в 2012 году после обращения коллектива преподавателей и студентов Белгородского индустриального колледжа спасти учебное заведение от ликвидации комсомольцы смогли организовать протест и отстоять колледж, в этом году в Алексеевке Белгородской области ликвидируют крупный филиал Белгородского государственного университета. Комсомольцами были организованы митинги, встречи, забастовка, написано коллективное обращение в министерство образования, решение находится на стадии рассмотрения.
Эти примеры говорят о том, что студенты готовы выступать за свои права, но им нужна защита, нужны гарантии и движущая, организовывающая сила. Об этом говорят сами студенты и пишут в своих «некрологах» закрывшиеся студенческие профсоюзы. На федеральном уровне нет ни одного студенческого независимого профсоюза! А те немногие, что есть в регионах, разрозненны и исчезают. Что необходимо заметить нам, комсомольцам и коммунистам, все студенческие независимые профсоюзы создаются ребятами левого толка – марксистами, анархистами, социалистами. К сожалению, мало примеров по стране, где такие профсоюзы возглавляют или же сами создают комсомольские организации.
Если мы не возьмём ситуацию под свой контроль и не начнём организовывать массы, которые нуждаются в нашей помощи, мы не сможем переломить сложившуюся ситуацию и как настоящие марксисты-ленинцы стать авангардом молодёжи!
(Выступление опубликовано с сокращениями).
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 27 октября 2016 г. на сайте ЦК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 27 октября 2016 г на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.