В ходе предвыборных дебатов вопрос о назревшем и первейшем законе, который необходимо принять, почти не ставился. Можно его обсудить вдогонку к выборам. Тем более что предложение, о котором пойдёт речь, неожиданное, спорное, может, для кого-то даже возмутительное. Что ж, можно и повозмущаться…
В качестве первой законотворческой меры необходимо принять закон «Об ответственности граждан за рекламу роскоши и богатства». Подчеркнём, что речь именно об ответственности за рекламу роскоши и богатства, а вовсе не о введении запрета на них.
Ведь одно дело что-то иметь (красиво жить не запретишь) и совсем другое — ставить это всем в пример.
Вот аргументы в пользу запрета рекламы роскоши.
1) Роскошь – излишек, значит, и грабёж, ибо она почти всегда создаётся, пусть и косвенно, но за счёт пота и крови других людей, зачастую лишённых самого необходимого. Смысл роскоши – гордыня, по библейским понятиям, главный из грехов. Зачем, скажем, Пугачёвой с Галкиным иметь огромный замок? К чему Абрамовичу яхта ценой в три атомные подводные лодки?
Значит, реклама роскоши – реклама гордыни. Священники скромненько об этом помал- кивают, хуже того, идут в авангарде увязания в роскоши. Или СМИ врут, когда информируют о богатствах патриарха Кирилла? Господа и отцы! Нельзя хвастать хлебом перед голодными людьми…
2) Рекламировать нужно не внешние выражения успешности человека, т. е. богатство. Богатство можно найти (клад), отобрать, отнять, украсть, выиграть (лотерея), получить в наследство, смошенничать и т. д. Чтобы воздать должное заслуженному человеку, нужно рекламировать и пропагандировать его успехи в труде – находки, изобретения, открытия, результаты творчества, благородные поступки от мелких добрых дел до актов героизма и т. д., а не вознаграждения за них. Кто ставит материальное богатство выше нравственного, тот от безнравственности и погибнет.
3) Люди, которые могут похвалиться сверхпотреблением, часто находятся под подозрением у следственных органов и непременно подозреваются самим народом как состоявшиеся, но пока ещё не пойманные за руку преступники: задаются вопросом «откуда дровишки?». Нужно ли таких людей посредством рекламы ставить обществу в пример?
Смотришь – сегодня он на Канарах, а завтра – на нарах. Если кто-то богат, это не означает, что он достоин рекламы… Их бы стоило вообще обходить вниманием, а лучше – презирать. Ибо не может один человек, например, прыгнуть в сто раз дальше, чем другой, так почему в случае с богатством разница между людьми бывает фантастической?
4) Богатеют тысячи людей, а бедствуют – миллионы. Реклама богатства могильным камнем давит на психику даже нормальных людей, поскольку они начинают думать, что этот мир создан не для них, что их трудолюбие, честность, порядочность, ответственность совсем не то, что делает человека успешным.
Все знают, что на трудах праведных не наживёшь палат каменных. Пропаганда роскоши, таким образом, обесценивает лучшие нравственные качества людей, формирует у них чувство собственной неполноценности, а также понимание крайней несправедливости общественного устройства и желание изменить его. Нужно это власть предержащим, как и самим богачам? Следует прекратить наконец психо- логический террор народа с использованием богатства – оружия богатых против бедных.
5) Безудержная реклама богатства и роскоши – одна из главных причин роста преступности, особенно молодёжной. Рекламщики роскоши – подстрекатели и пособники юных преступников. Их нужно привлекать к ответственности как фальшивомонетчиков. Как можно было додуматься до телепередачи «Кто хочет стать миллионером»? Ведь она не только содержанием, но и своим названием разжигает у сограждан имущественную и денежную похоть. Та удивительная лёгкость получения миллионов, которая пропагандируется с помощью названной телепередачи (или её сестры «Поле чудес»), уродует представления людей о реальном жизнеустройстве общества, в основе которого лежит труд – тяжёлый, а нередко и постылый.
Но особенно усердствует в рекламе богатства вездесущий Интернет (название которого почему-то нужно писать с большой буквы).
Читаем: «Я увидела и узнала, что можно зарабатывать неплохие деньги, сидя за компьютером. Это оказалось проще простого! Все уроки мне предоставил мой учитель. В итоге я стала зарабатывать по 150 000 тысяч рублей ежемесячно! Это было что-то, таких денег я не держала в руках никогда за свою жизнь! Вы тоже можете пройти обучение и начать зарабатывать по этой ссылке! (Указывается электронный адрес. – Н. Б.). С каждым месяцем моя прибыль увеличивалась, и в итоге я вышла на прибыль от 300 000 до 400 000 в месяц!»
Оказывается, сидя дома, можно без труда иметь полмиллиона рублей в месяц. Вы верите в это? Разумеется, нет, но ведь жажда «иметь» от рекламных соблазнов всё больше и больше…
«Умеют же люди жить! – говорит жена мужу, указывая на телевизионных счастливчиков. – Говорила мне мама…» И семья распадается.
Реклама богатства и роскоши затмевает роль труда, и в этом её главный вред, наносимый человечеству.
Не богатого человека нужно рекламировать, а трудолюбивого; не богатство рекламировать, а его величество ТРУД. Иные пути к счастью не ведут.
Реклама роскоши развивает у людей худшие из качеств – гордыню, зависть, алчность.
Господа и товарищи! Алчность – проявление инстинкта хищника. Деньги превращают в тварей даже богов. Кого мы воспитываем? Кем себя окружаем? И кем сами становимся?
Конечно, никакими газетными заметками рекламу богатства и роскоши в буржуазном обществе не победить. Но это не значит, что следует мириться с нею. Уже сам по себе лишь разработанный, пусть и не реализованный, закон «Об ответственности граждан за рекламу роскоши и богатства» стал бы важным шагом к нравственному прозрению людей. Пусть депутаты считают эту заметку наказом от избирателей.
Н. Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 20 октября 2016 г. на сайте ЦК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 20 октября 2016 г на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.