В Невинномысске была издана очередная книга известного в крае писателя Владимира Ивановича Кожевникова «Жила-была Мурка».
Кому адресована эта книга? На этот вопрос и сам писатель точного ответа не даст, ибо представленные в ней повести столь различны, концептуально не связаны между собой, что могут быть адресованы разным категориям читателей. Но в этом и состоит одно из достоинств данной книги.
Молодым людям, начиная со школьников, следует прочесть повесть «Жила-была Мурка». В современных буржуазных условиях, когда романтизируется уголовная жизнь, это повествование представляется злободневным.
Чи- тая эту повесть, я думал: «Уж не о себе ли пишет Владимир Иванович?» Ведь преображение обычного мальчика в матёрого уголовника, заканчивающего жизнь в одиночестве и глубоком отчаянии, с такой выверенной психологической точностью мог показать только человек или сам переживший это, или тонкий знаток человеческой души. То есть настоящий писатель, каким Владимир Иванович и является.
Я читал его повести: один вечер – одна повесть. И жаль, что они быстро закончились.
Не только молодым можно адресовать эту книгу, но и людям пенсионного возраста. Их наверняка заинтересуют «Три Фёдоровича», «Кубанский казак» и «Дачный погром» – в них читатель найдёт и тонкий психологизм автора, да такой, что себя в его портретах узнаешь, и, увы, реальный драматизм бытия людей, воспитанных советской эпохой, которым доживать приходится в условиях чуждого им капитализма.
Многим женщинам пришлась бы по душе повесть «Верность», право, она лучше всяческих телесериалов. «Экие мы – мужики – бываем подлецами», – думалось мне, когда читал эту повесть. Как бы стоило всем людям, а не только мужчинам, поучиться верности и преданности у собак!
Опять же, женщинам, особенно сделавшим служебную карьеру в советскую эпоху, следует прочесть повесть «Признана неудовлетворительной». Жизнеутверждающей радости она не принесёт, а вызовет скорее слёзы. И в первую очередь у женщин, которые в судьбе Ирины Ильиничны – героини – увидят и собственную судьбу. Полезна она будет и всем, кто воспитывает детей. Почему? Прочтёте, узнаете…
Тревога о судьбе современной молодёжи – пьющей, почти ничего не читающей, лишённой высоких смыслов бытия, является, может быть, приглушённым, но постоянным мотивом творчества писателя.
Удивление у меня вызвала повесть Владимира Ивановича «Закон тайги»: откуда у степняка-ставропольца такое точное знание тайги и жизни охотников, и вообще Севера – загадка. Эта повесть также о чести и подлости человека. Казалось бы, совершить преступление в тайге, где свидетелями могут быть только звери, деревья да комары, очень легко. А совесть? С нею не сладишь – загрызёт, если есть.
Мне таёжные мотивы В. И. Кожевникова напомнили творчество величайшего мастера этой тематики В. Я. Шишкова, в частности, его повесть «Таёжный волк». Тут можно усмотреть перекличку писателей разных эпох: мало меняется человек, очень мало…
Что я хотел понять через повести В. И. Кожевникова, так это его самого как человека. Знаком с ним давно, но больше по печатному слову. Когда говорят, что о чём бы ни писал человек, он всегда пишет о себе — это правда.
Но понять человека через написанное им непросто. Мне в писателе Кожевникове увиделось вот что (пусть не обижается): он – «не настоящий писатель». Имею в виду не кабинетный, не профессиональный. Думаю, что он пишет свои книги – это была 28-я по счёту – в перерывах между трудами разными, не писательскими собственно, а иными – обычными трудами для обычных людей.
В противном случае откуда у него такое точное знание жизни – присказок, поговорок, шуток, песен, песенок или стишков? Ты зачем, моя подружка, По двору-то лазила? Утащила две цыпушки, Поросёнка сглазила… Наш удел катиться вниз, В ваш гнилой капитализм.
Подкупает образность его языка: гребёт под себя, «как экскаватор»; зарплату «словно из своего кармана выдаёт»; стол длинный, «как взлётная полоса»; папки с бумагами пухлые, «словно свиньи перед опоросом»; мужчина, «крупный, как валун»; «обида работу не ломит»; «не взгляд – ледяные стрелы»; скуп, «как нищенская сума»; чета была единодушна, «как два горба у верблюда», годы неумолимы, «как фининспектор», деньги, может, и тля, «но люди не могут без рубля»; «беззлобен и трудолюбив, как муравей, и неутомим, словно бизон» и т. д. – это же поэзия!
Не знаю, сколько В. И. Кожевников сменил профессий, но, кажется, что много – был и водителем, и строителем, и охотником, и лесорубом, и газетчиком, и механиком, и профсоюзным работником, и сторожем… А может, и ни одной не сменил, а просто умел всматриваться и вдумываться в жизнь. Вот и получился писатель… настоящий.
Он писатель советский, светский и социальный. Советский, ибо его повести пронизаны неподдельной ностальгией о советской эпохе. Кому сегодня в России «нужен русский и как может выжить в ней русский человек?», – спрашивает писатель.
Светский, ибо нет в его творчестве модных ныне реверансов в адрес боженьки или всяческой мистики, чертовщины.
Социальный, ибо его интересует прежде всего жизнь реальных людей. А она – суровая. И потому почти все его повести заканчиваются довольно печально, ибо, увы, такова правда жизни.
Но одна из них стоит особняком и носит оптимистический характер – «Сербиянка бедная». Это повесть об обычной русской гармошке, а в сущности – необычной, ибо в ней душа человеческая живёт. И у каждой гармошки – своя.
Боюсь, не все это поймут. Тут нужно самому хоть немного понимать этот инструмент, уметь хоть немного играть на нём. У меня эта повесть вызвала щемящее чувство ностальгии по тем временам, когда и я, беря в руки гармонь, умел неплохо исполнить, например, «Имел бы я златые горы и реки, полные вина…». Времена те ушли, а гармошку после этой повести захотелось вдруг вновь вернуть.
Владимир Иванович пишет: «…Пока любят гармонь и играют на гармони, нация будет жить. Это как литература, идущая от Пушкина, Шолохова, Шукшина… Гармонь – часть русской души, без которой не узнаешь полной жизни… Это душевный инструмент, способный уберечь от инфаркта и сделать хоть ненадолго счастливым».
Да, Владимир Иванович, именно так и есть. Человек с гармонью в руках (вы замечали это, читатель?) почти никогда не сдаётся в жизни…
А вы, читатель, давно вживую слышали голос русской гармони?
Н. Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 13 октября 2016 г. на сайте ЦК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 13 октября 2016 г. на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.