Люди неохотно принимают помощь со стороны, которую не просили, или агрессивно отвергают её: «Кто тебя просил?» Почему люди столь неприветливы в отношении неожиданной помощи?
Могут быть разные мотивы. Одни отвергают непрошенную помощь по причине, что считают её насилием над личностью, принуждением к ответной помощи и благодарности. А быть благодарными, значит, обязанными, охотников немного. Другие видят в непрошенной помощи саморекламу человека, её оказывающего: дескать, смотрите, какой я хороший и бескорыстный! Третьи всерьёз считают непрошенную помощь покушением на свою свободу: я сам не справлюсь со своими проблемами? Могут быть и другие мотивы.
Но речь идёт о другом – о переживаниях самого непрошенного помощника, особенно когда его помощь осуществлялась из самых лучших побуждений, порой с ущербом для своих интересов и даже с риском для жизни. Что чувствует такой человек, когда сталкивается с её отвержением? А главное, решится ли он ещё на инициативную помощь кому-то? Вряд ли…
Человеку очень важно быть благодарным, значит, человечным. Как тут не вспомнить резкие слова из стихотворения А. С. Пушкина, сказанные им якобы от имени Иисуса Христа: «Паситесь, мирные народы! / Вас не разбудит чести клич. / К чему стадам дары свободы? / Их должно резать или стричь. / Наследство их из рода в роды /Ярмо с гремушками да бич».
Так что же – обижаться?
Во-первых, обижаться не нужно, ибо помощь лишь тогда действительно бескорыстна, если оказывается без расчёта на ответную благодарность. Самый прекрасный человек на Земле – делающий добро без расчёта на вознаграждение.
Во-вторых, нужно ориентироваться на слова другого классика русской литературы Л. Н. Толстого, который писал, что на то и нужны хорошие люди, чтобы исправлять плохих.
Что нам – коммунистам – нужно делать с политически незрелым гражданином при разъяснении ценностей идей социализма? Конечно, читать ему лекцию бесполезно. Он или не поймёт ничего, или слушать не станет. Выход можно найти в методе Сократа (вопрос – ответ…), позволяющем даже тёмному человеку доказать, что на самом деле социалистом является любой человек, даже если он и не слышал никогда слова «социализм».
Вот примерная цепочка взаимосвязанных вопросов, которая может подвести человека к правильному выводу, что социализм – благо для всех.
Нужен ли тебе хотя бы один другой человек? Даже самый законченный человеконенавистник согласится с тем, что без другого человека никто не может ни стать человеком, ни остаться им. Не нужно доказывать, что человек, который формируется среди зверей, Человеком не становится (Маугли – выдумка), при долгом отрыве от людей он звереет. Следовательно, если человеку нужен хотя бы один другой человек, он уже социалист, он нуждается в социуме.
Какими качествами должен обладать этот человек? Вряд ли кто-то, находясь в здравом уме, скажет, что хотел бы иметь рядом с собой человека эгоистичного, злобного, жадного, жестокого, подлого и т. д. Наверняка каждый перечислит совсем другие качества – отзывчивость, сострадание, доброту, милосердие, трудолюбие и т. д. Но это же – социалистические качества, по крайней мере, не буржуазные!
Сколько людей тебе нужно с названными качествами? Один? Видимо, каждый скажет, что чем больше хороших людей, тем лучше – меньше будет скандалов, конфликтов, войн и т. д. Значит, и в этом вопросе человек не может не придерживаться социалистических позиций.
Можно ли воспитать много людей с прекрасными качествами в буржуазных условиях, предполагающих частную собственность на средства производства, эгоизм, индивидуализм, конкуренцию, рынок и т. д.? Конечно, нет. Как бы ни расхваливали капитализм, частная собственность принципиально разъединяет людей, а рынок учит их видеть друг в друге не друзей, а соперников, когда один должен победить другого. Значит, нужно иное общество – социалистическое, основанное на приоритете общественных интересов перед личными, духовных потребностей перед материальными, подлинно человеческих ценностей перед животными инстинктами.
Хотел бы развивать все свои задатки и способности? Вряд ли кто-то проголосует за какую-то одну способность. Но ведь рынок требует от всех именно узкого круга умений, главное из которых – умение торговать. Когда учителя пожаловались Д. Медведеву на низкую зарплату, он им посоветовал: занимайтесь бизнесом! Но ведь учительство и бизнес требуют разных способностей. «Ну и бедствуйте!» – раз не хотите заниматься тем, что требует рынок…
А ведь кроме рынка есть ещё и безработица. Человек в условиях безработицы рад любой работе, не умирать же с голоду! Таким образом, и рынок, и безработица мучают человека – заставляют отказываться от своих желаний и дарований, заниматься чуждым для него, но востребованным делом. Значит, нужен социализм, предполагающий не стихию рынка, а плановое развитие хозяйства и отсутствие безработицы.
Хотел бы иметь лёгкий доступ к основным человеческим благам – жилью, образованию, медицине, отдыху и т. д.? Или всё это человек должен приобретать за деньги? И, опять, трудно не высказаться в пользу социализма. Деньги – лишь бумажка, пусть это будет даже золото, но ведь и оно — не хлеб. Сидящий на горе золота отдаст всю её за корку хлеба.
Деньги не могут быть важнее основных жизненных благ, которые при социализме людям предоставляются или за символическую цену, или бесплатно. Кстати, в советских столовых хлеб был бесплатным. И это воспринималось в качестве нормы. (Не мог тогда человек умереть с голоду!) Хоть где-то сегодня есть подобное?
И ещё. Вы хотите, чтобы человека ценили только по труду? Чем ты больше при- нёс пользы обществу, тем лучше живёшь. Или чтобы о человеке судили по иным достоинствам, например, по количеству денег на счёте, по заслугам предков, происхождению, общественному положению родителей и т. д.? Конечно, любой нормальный человек скажет, что в основе оценки должен лежать именно труд на благо общества. А ведь «от каждого по способностям и каждому по труду» – главный принцип социализма. Человек, принимающий этот принцип, является социалистом.
Перечень вопросов, подводящих к социалистическим выводам, можно продолжить, но пусть это сделает читатель. Завершая статью, сделаю зарисовку.
В Ставрополе у памятника Будённовцу проходит митинг коммунистов. Трепещут алые знамёна, звучат речи. Мимо идут прохожие. Слышно бурчание: «Опять коммуняки митингуют… Работать нужно, а не флагами размахивать!» И такое говорят не олигархи, а люди, интересы которых коммунисты как раз и отстаивают.
Не обидно ли? Конечно, обидно. Но это наш крест. Врачи лечат больным тело даже в том случае, если сами больные против. А мы лечим души людей, просвещаем их сознание, возвышаем человеческое достоинство.
Мы не господа людям, мы им товарищи. Больные, выздоровев, благодарят врачей и даже извиняются за прежнюю свою грубость, если она была допущена. Коммунисты тоже могут рас- считывать на ответную благодарность, а пока будем благодарны клянущим нас хотя бы за то, что не распинают.
Ставропольский публицист Г. И. Мирный писал: «Святых повсюду вешают / Мешают, ну их к лешему!»
«Или варварство, или социализм» – писал А. И. Герцен. Что же выберет в итоге человек?
Н. Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 22 сентября 2016 г. на сайте ЦК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 22 сентября 2016 г на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.