В переживаемое нами предвыборное время вопрос об отношении коммунистов к религии и верующим приобретает особую актуальность. Нас по этой проблеме критикуют и правые, и левые. Правые критикуют коммунистов за непримиримость к религии, тыкают в нос историческими примерами разрушения церквей и «гонений» на священников. Левые, кто из крайних, напротив, критикуют руководство КПРФ за примиренческое отношение к религии, священникам и верующим. Особенно достаётся Г. А. Зюганову, дескать, он отступает в религиозном вопросе от ленинских позиций.
Но в чём состоят эти позиции? Давайте разберёмся. В декабре 1905 года Владимир Ильич опубликовал статью «Социализм и религия» (заметим – в разгар баррикадных боёв в Москве). Приведём из неё выписку: «…Отчего мы не заявляем в своей программе, что мы атеисты? Отчего мы не запрещаем христианам и верующим в бога поступать в нашу партию? Ответ на этот вопрос должен разъяснить очень важную разницу в буржуазно-демократической и социал-демократической постановке вопроса о религии. Наша программа вся построена на научном и притом именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и разъяснение истинных исторических и экономических корней религиозного тумана.
Наша пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма…
Было бы нелепостью думать, что в обществе, основанном на бесконечном угнетении и огрубении масс, можно чисто проповедческим путём разъяснять религиозные предрассудки. Было бы буржуазной ограниченностью забывать о том, что гнёт религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнёта внутри общества. Никакими книжками и никакой проповедью нельзя просветить пролетариат, если его не просветит собственная борьба против тёмных сил капитализма…
Вот почему мы не заявляем и не должны заявлять в нашей программе о нашем атеизме; вот почему мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям, сохранившим те или иные остатки предрассудков, сближение с нашей партией. Проповедовать научное миросозерцание мы всегда будем; бороться с непоследовательностью каких-нибудь «христиан» для нас необходимо, но это вовсе не значит, чтобы следовало выдвигать религиозный вопрос на первое место, отнюдь ему ни принадлежащее, чтобы следовало допускать раздробление сил действительно революционной, экономической и политической борьбы ради третьестепенных мнений или бредней, быстро выбрасываемых в кладовую для хлама самим ходом экономического развития.
Реакционная буржуазия… заботится о том, чтобы разжечь религиозную вражду, чтобы отвлечь в эту сторону внимание масс от действительно важных экономических и политических вопросов, которые решает теперь практически… Эта реакционная политика раздробления пролетарских сил, сегодня проявляющаяся, главным образом, в черносотенных погромах, завтра, может быть, додумается и до каких-нибудь более тонких форм. Мы, во всяком случае, противопоставим ей спокойную, выдержанную и терпеливую, чуждую всякого разжигания второстепенных разногласий проповедь пролетарской солидарности и научного миросозерцания» (т. 12, с. 145 – 147 – выделено мною. – Н. Б.).
В. И. Ленин придерживался высказанной точки зрения во всех своих научных трудах, статьях и выступлениях по религиозному вопросу. В мае 1909 года он опубликовал статью «Об отношении рабочей партии к религии», в которой проводился тот же подход: «Надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснять источник веры и религии у масс» (т. 17, с. 418). Страх перед слепой силой капитала – главный корень современной религии.
В предвыборное время особенно важно обратить внимание коммунистов на высказанные мысли Ленина: «Нельзя раз и навсегда и для всех условий объявить, что священники не могут быть членами социал-демократической партии, но нельзя раз навсегда выставить обратное правило» (т. 17, с. 422). Здесь же он говорит о том, что для коммунистов главное не религиозное, а политическое деление людей (с. 417), что коммунисты «безусловно против малейшего оскорбления… религиозных убеждений» (с. 422), что нельзя «объявлять войну религии, ибо, по Энгельсу, это лучший способ оживить к ней интерес» (с. 416).
Такова была истинная позиция В. И. Ленина в отношении верующих и религии. Попробуем повторить её для лучшего запоминания:
а) религиозный вопрос и деление людей по религиозному признаку для коммунистов не принципиальное дело, главное – их классовое деление;
б) коммунисты считают, что религиозное разделение людей наносит вред пролетарской солидарности и ослабляет борьбу трудящихся с буржуазией;
в) в программе партии нельзя выставлять положение о том, что коммунисты являются атеистами, ибо сама программа носит научный, а значит, и атеистический характер, но атеистическую пропаганду можно и должно вести. Главным всё же является не пропаганда, а реальное участие людей в политической борьбе, ибо только она – борьба с капитализмом – может реально преодолеть их религиозное мировоззрение;
г) освобождение от религиозного гнёта достигается не столько пропагандой, сколько освобождением от экономического гнёта;
д) верующие и даже священники могут быть членами Коммунистической партии, и на них можно и следует опираться в борьбе за диктатуру пролетариата. Но их нужно привлекать в партию не для борьбы с программой партии, а для воспитания в духе программы партии;
е) коммунисты не должны оскорблять религиозные чувства верующих и уж тем более объявлять войну религии, если они не хотят усилить к ней интерес.
Коммунисты не боятся веры людей в бога, они лишь боятся их веры в капитализм. Вера в капитал страшнее веры в бога – вот позиция коммунистов. Цель коммунистов заключается не в том, чтобы лишить людей веры в бога, а в ином – чтобы лишить их веры в капитализм и капиталистов и построить социализм. Кто этого не понимает, кто говорит иное, тот или неуч, или провокатор.
***
В предвыборной борьбе КПРФ должна непременно руководствоваться ленинской точкой зрения на религиозный вопрос. Нельзя отталкивать от себя верующих людей – нужно использовать их оппозиционность в борьбе за голоса избирателей.
Непременно кто-то спросит: а как же быть с гонениями коммунистов на церковь? Да, гонения были, но не из-за веры в бога, а по политическим причинам. Священники страдали не потому, что они заставляли людей молиться богу или проповедовали его, а потому что призывали бороться с большевиками, т. е. были сторонниками царизма или буржуазии. Именно таких священников В. И. Ленин называл «жандармами в рясах».
Приведу размышление советского писателя И. Ефремова по поводу религии, которое многое проясняет и в истории, и в нашей сегодняшней жизни: «В начале своего возникновения любая религия живёт и властвует над людьми, включая самых умных и сильных. Потом вместо веры приходит толкование, вместо праведной жизни – обряды, и всё заканчивается лицемерием жрецов в их борьбе за сытую и почётную жизнь». Кто может оспорить сказанное?
Н. Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 25 августа 2016 г. на сайте ЦК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 25 августа 2016 г. на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.