Не могу не порадоваться тому, как правительство Медведева пошло по пути исправления стратегических ошибок, назначая на ключевые посты неслучайных людей. Это и министр обороны С. Шойгу, и О. Васильева, ставшая теперь во главе министерства образования. Как раз о школе я и хочу поговорить.
Россиян призывают повысить рождаемость в стране. Для чего? Ведь за борт социально благополучной жизни ежегодно выбрасывают тысячи подростков, которым не нашлось места ни в учебных заведениях, ни на рабочих местах. Они в основном из малообеспеченных семей, из категории «трудных». В лучшем случае останутся на обеспечении родителей, в худшем станут пополнением преступного мира или попадут в поле зрения террористов.
А ведь у них было общее пристанище – школа, где они были под присмотром педагогов, хоть как-то, но учились, получали знания. Теперь же всеобуч, которым так гордился Советский Союз, планируется отменить. Бывший министр образования Фурсенко так и сказал: «Нам не нужны гениальные созидатели, нам нужны цивилизованные потребители». Отмена всеобщего образования – удар по самой незащищённой части населения – детям.
Сами дети пока не понимают, чего лишаются. Но проходит время, и жизнь заставляет задуматься. Любой ценой заполучают заветные «корочки». Нередко выясняется, что среди них есть и умные, и талантливые. Истории известны имена великих учёных, общественных деятелей, порядочных отцов семейств и матерей, которые в своё время ходили в двоечниках, считались трудными. К примеру, Эйнштейна чуть было не исключили из школы за неспособность к математике.
Несколько лет преступного труда Фурсенко не прошли даром. Лишённые дара предвидения, высокие чиновники вдруг обнаружили и подняли тревогу о качестве подготовки и престиже инженерных кадров! Между тем страна наводнена выпускниками частных высших учебных заведений по специальностям экономики, управления, юриспруденции.
Ни для кого не секрет, что в 10-11 классах ученики занимаются только теми предметами, которые выбрали на сдачу ЕГЭ. Закономерно, что, сдав довольно успешно единый экзамен, они часто в вузах показывают весьма посредственные знания по другим дисциплинам. Ректоры признаются, что тратят по полгода на доучивание школьной программы. Однако новый министр «ненародного» образования не нашла ничего лучшего, как успокоить всех словами: «ЕГЭ будет совершенствоваться, сочинения через два года будут иметь тот классический вид, как раньше…»
Да, не позавидуешь новому министру. От ЕГЭ уже начинают отказываться на Западе, а мы всё жуём эту жвачку. На первом курсе университета моей племяннице – студентке с 87 баллами по ЕГЭ – высшая математика оказалась не по зубам. Сказалось сокращение уроков по математике в колледже. И это не единственная прореха в общем образовании. Урезаны часы по литературе, истории, физике, химии, биологии, удалили из школьной программы урок по астрономии. И всё это в пользу уроков по закону божьему, физкультуре и иностранным языкам (второму и даже третьему по счёту).
Создаётся впечатление, что школой много лет руководил не светский министр образования и науки, а патриарх Кирилл. Закон божий, только под другим названием «история искусств», изучался начиная с пятого класса. Было бы благоразумнее спуститься с небес на землю и познакомить в средней школе наших юных граждан с главным Законом страны – Конституцией Российской Федерации.
Очень странно выглядит выделение часов на героическую историю Великой Отечественной войны. Судите сами: пять часов в год в 10-м и пять часов в год в 11-м классах. Как можно обстоятельно рассказать за пять уроков про этапы Второй мировой войны? Как при этом показать героику наших солдат, рассказать о выдающихся полководцах, наконец, о верховном руководстве Сталина? А ещё про работников тыла…
В программе по литературе урезаны шедевры, к примеру, патриотические произведения Л. Н. Толстого. Якобы их не могут освоить ученики старших классов и правильно понять по причине их сложности. Взамен же в школьную программу включили писателя А. И. Солженицына, как будто его произведения, пронизанные патологической ненавистью ко всему русскому, более приемлемы и понятны молодому уму. Разве его можно назвать нашим писателем, если он так и умер, не поняв, почему же «такая умная немецкая нация потерпела сокрушительное поражение от этой … русской нации»?
Наш новый министр образования, как утверждается, хорошо знает школу изнутри. Поверим ей. Если у нашей коллеги не закружится голова, она сможет выполнить свой гражданский долг, следуя Конституции РФ, в которой сказано: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
П. Г. БОРИСЕНКО,
ветеран педагогического труда.
Железноводск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 1 декабря 2016 г. на сайте ЦК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 1 декабря 2016 г. на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.