Три великих учёных мужа составляют первый ряд гениев человечества: грек Аристотель – сын врача, итальянец Леонардо да Винчи – сын нотариуса и русский М. В. Ломоносов – сын безграмотного рыбака. В ноябре исполнилось 305 лет со дня рождения нашего гения. По содержанию и направленности своих научных интересов Ломоносов стоит ближе к естествоиспытателю да Винчи, чем к гуманитарию Аристотелю.
И очень жаль, что М. В. Ломоносов не успел коснуться своим гением вопросов философии, политики и социологии, чем бы мог оказать существенную помощь В. И. Ленину. Но мостик между Ломоносовым и Лениным проложить всё же можно. И не только потому, что оба на «Л» или что оба умерли на 54-м году жизни, но и тем, что в самом начале своей жизни Ломоносов столкнулся с ужасной несправедливостью общественного устройства России, изменению которого В. И. Ленин посвятил всю жизнь.
Для простолюдина Миши Ломоносова путь к образованию был изначально закрыт. Чтобы поступить в Славяногреко-латинскую академию, ему пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина». Учитывая, что Россия была сугубо крестьянской страной, можно себе представить то количество ломоносовых, которых лишился наш народ из-за ущербности общественного устройства, обрекавшего бедных людей на прозябание в безграмотности.
Ещё общее между Ломоносовым и Лениным – их всё большее забвение в современном российском обществе. Накануне 7 ноября по телевидению показали опрос молодых людей в возрасте 18-25 лет. Задавался вопрос: «Кто такой Ленин?» И какое знание продемонстрировали молодые люди, находясь в нескольких шагах от Мавзолея В. И. Ленина? А такое, что этот вопрос не стоял в вопросниках ЕГЭ. Конечно, о Ломоносове у молодёжи знаний больше, чем о Ленине в школе проходили! Некоторые молодые люди даже знают, что именно Ломоносов открыл наличие на Венере атмосферы.
Скажем о не менее важных открытиях М. В. Ломоносова: он своей жизнью опроверг ряд устоявшихся мифов (стереотипов), которые, увы, живучи и сегодня и которые пора бы давно преодолеть. Михаил Васильевич опроверг точку зрения, согласно которой, только дети из богатых семей, получив соответствующее образование, воспитание и питание, вырастая, обеспечивают прогрессивное развитие общества.
Ломоносов опроверг типичный западный взгляд на неспособность русских людей к глубоким научным исследованиям. Он своим вкладом в науку камня на камне не оставил от подобных измышлений, став первым русским учёным-естествоиспытателем с мировым именем, обогнав своими открытиями, как и да Винчи, века. Почему же на это оказались не способными выходцы из богатых классов?
Есть точка зрения, что человек в своей жизни может преуспеть лишь в какой-то одной или в узкой области знаний. Но Ломоносов, сын простого рыбака, своей жизнью доказал универсальность способностей человека. Он – химик, физик, астроном, приборостроитель, металлург, географ, художник, историк, демограф, генеалог, экономист, педагог, поборник развития отечественного образования и просвещения и т. д. Он был действительно универсальным человеком (лат. homo universalis). Московский университет носит его имя не в качестве дани общим научным заслугам Ломоносова, а, так сказать, по первородству – от самой идеи до её практического воплощения университет был детищем Ломоносова.
М. В. Ломоносов опроверг и точку зрения, ныне очень модную в России, что подлинную научную карьеру можно сделать только за границей. Да, он почти пять лет учился за границей, но по большей части учился самостоятельно, используя богатые возможности библиотек и общения. Однако первую химическую лабораторию в России создал именно он, диссертацию «О металлическом блеске» он защитил в России (в отличие от нынешних Ливанова, Соловьёва, Фурсенко, Явлинского и прочих), звания профессора, академика и статского советника он также получил в России, причём всё это происходило в острой конкуренции с завистниками и учёными западных стран, работавшими в России. В любом случае, останься Ломоносов на Западе (у него была такая возможность – там у него были тёща, жена, дочь), он бы никогда не достиг той славы, которую Михаил Васильевич обрёл своим служением Родине.
Ломоносов любил науку не ради самой науки. Он говорил: «За общую пользу, а особливо за утверждение науки в Отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю». Это называется патриотизм.
Н. Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» 24 ноября 2016 г. на сайте ЦК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» 24 ноября 2016 на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.