Читал статьи А. Большакова в «Кисловодской газете» о С. Разине, Е. Пугачёве, декабристах… Главный вопрос, на который при чтении любых писаний стремлюсь найти ответ: с позиции какого класса оценивает автор события, чьи интересы выражает и защищает? В изображении А. Большакова Разин, Пугачёв, декабристы – «законченные негодяи, готовые ради удовлетворения собственных амбиций ввергнуть свою родину в кровавый хаос революционной анархии».
Вопрос: если Разин и Пугачёв поднимали народ на бунт, преследуя только свои корыстные цели, почему за ними шли тысячи мужиков, в душах которых «века крепостного гнёта накопили горы ненависти, отчаяния…»?
Неужели лишь для того, чтобы ублажить эгоистические, кровожадные стремления этих «негодяев», а не потому, что они выражали настроения, чаяния, надежды на освобождение от рабства и ненависть к эксплуататорам?
Большаков утверждает: «Любое государство не только имеет право, оно просто обязано защищать себя от любых попыток насильственного переворота, под какими бы знамёнами они ни поднимались».
Государство – не живое существо, которому нужны пища, одежда, жильё и другие необходимые для существования вещи, а «машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников». Потому оно, как и простое оружие, не может защищать само себя, а только тех, в чьих руках находится.
Так в чьих же руках эта машина находилась в те времена? Читатель, попытайся ответить на вопрос, который ставил я перед собой, приступая к чтению статей А. Большакова. Кого он защищает: людей труда или их эксплуататоров? Что касается жестокостей, которые проявляли разины и пугачёвы, они не свирепей тех, которым подвергали бунтовщиков царские власти.
По крайней мере, повстанцы не четвертовали своих угнетателей и не пускали по Волге плоты с трупами на виселицах.
Я называю себя бунтарём. Есть люди, которые, как и Большаков, считают бунтарей злодеями, это слово носит для них негативный акцент. Какой смысл я вкладываю в это понятие? Вот несколько высказываний по этому поводу. Мирабо говорил: «Равнодушие к несправедливости есть подлость и предательство». «Жизнелюбие, ведущее к приспособленчеству или даже к умыванию рук, — подлость», — утверждал В. Я. Кирпотин. «Кто терпит зло, кто привыкает к неправедному миру — тот есть подлец», — говорил устами одного из героев Ф. М. Достоевский. Честный, порядочный, справедливый человек не может быть равнодушным к несправедливости, в чём бы и кем она ни проявлялась: отдельным ли человеком, классом, властью, государственным строем… Такой человек должен протестовать, бороться, призывать других к борьбе со злом, то есть быть бунтарём.
В словаре русского языка даётся определение слова «бунтарь»: непокорный, протестующий против чего-либо человек, призывающий к решительным действиям. И приводится пример из «Повести о детстве» Ф. Гладкова: «В моей обездоленной деревне жили люди совести и беспокойной мысли – искатели правды, протестанты, бунтари». Потому под словом «бунтарь» я понимаю человека неравнодушного к несправедливости, протестующего против эгоистичных, алчных хищников, наживающихся на грабеже других людей.
В. П. ХОРОЛЬСКИЙ.
Кисловодск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 11 августа 2016 г.