Изменения, случившиеся в последние три десятилетия с народами России, удивительны. Народ оказался сильнее и умнее пропаганды.
За эти годы страна получила в нагрузку тонны печатной продукции, посвящённой созданию чёрного мифа вокруг СССР и социализма.
На телевидении властвовал коллективный Сванидзе, эфирное время оккупировали бесконечные антисоветские сериалы.
Являться антисоветчиком означало: быть модным, современным. Короли дискурса, самые богатые люди страны, модные актёры, певцы и певички, смехачи и ведущие ток-шоу считали своим долгом по поводу и без цедить: мы знаем, чем всё это закончилось!..
Ничего они не знали на самом деле. Самое главное: ничего ещё не закончилось.
Приведём примеры навскидку.
Если в 1995 году к Ленину негативно относились 48% россиян, то спустя двадцать лет ситуация изменилась ровно наоборот: свыше половины взрослого населения страны воспринимают Ленина позитивно.
Объяснения простые: мудрствовать лукаво незачем.
Во-первых, Ленин воспринимается как заступник всех униженных и оскорблённых: человек, бросивший самый страшный вызов капитализму.
Ленин – антоним олигархату и гламуру.
Ленин – фанатик, безраздельно преданный своей идее.
Сейчас такая порода перевелась. Но люди устали от «слишком человеческого» в наших руководителях, иногда хочется иметь дело со «сверхчеловеком». Ленин – безусловный сверхчеловек, сделавший Россию центральным персонажем мировой истории XX века и предметом надежд и чаяний для миллионов представителей третьего мира: глядя на советскую Россию, они верили, что «мировой порядок» – не навсегда, что однажды может явиться русский, упрямый, непобедимый вождь – и всё это (колониальную систему, систему международных финансовых манипуляций и т.п.) беспощадно сломать.
Ещё больший переворот произошёл в сознании населения нашей страны в связи с именем Сталина.
По данным экспертов, в 1989 году рейтинг Сталина в перечне государственных деятелей, оказавших наибольшее влияние на отечественную историю, был 12%, а в 2012 году он оказался уже на первом месте с 42%, в 2015 году 52% россиян заявили, что Сталин сыграл в истории России «безусловно положительную» и «скорее положительную» роль. Есть данные, что рейтинг Сталина стремится в России к 70%, но признать такое публично социологи не решаются.
Восприятие Сталина не признак, как любят говорить наши либерал-демократы, «крепостного сознания» населения страны и не желание возобновления репрессий и чисток.
В первую очередь, Сталин – символ победы в самой страшной мировой войне, символ индустриализации и модернизации.
Сталин – аскет. Это важно! Русские высоко ценят скромность и бессребреничество. Все рассуждения, что «Ленин попивал пиво в Швейцарии», а «у Сталина имелся в войну спецпаёк» – особенно из уст людей, скупивших кварталы недвижимости во всех мыслимых европах и азиях, – звучат не просто анекдотично, а идиотично. Постыдились бы рот свой открывать.
«Сталин – единственное, что может вызвать ужас на блудливом лице лавочника», – сказал один профессор. Под «лавочником» не имеется в виду банальный представитель малого и среднего бизнеса, а тип человека, для которого всё продается и покупается, и цена – единственная мера вещей.
Подобные «лавочники» заняли слишком много места в нашей жизни, и не по праву. Люди не понимают, отчего торговцы стали национальной аристократией.
Схожие трансформации случились и по отношению к советскому прошлому. Ныне свыше 40% россиян оценивают опыт СССР как положительный (только 9% как отрицательный).
Мы подходим к вопросу: демократия у нас или нет?
Едва ли стоит сомневаться в том, что подавляющая часть российских элит, обладающих всей полнотой исполнительной власти, – родом из 90-х.
Но кто-то должен представлять большинство населения? Повторим: по разным оценкам, от 40 до 60% россиян придерживаются «левых» взглядов, ожидают «полевения» экономики и испытывают интерес или симпатию к «левым» фигурам отечественной и мировой истории. Никакая идеология в России – ни либеральная, ни правонационалистическая – не имеет столь очевидной и реальной поддержки.
Больше половины россиян, согласно официальной статистике, желают переоценки эпохи «перестройки» и «ельцинских реформ» и не хотят жить в той же системе со всеми её издержками – как минимум, в виде социального неравенства и зависимости от мировых финансовых институтов, как максимум – в обществе, построенном на принципах стяжательства и конформизма.
Так почему мы до сих пор пребываем в обществе, не отвечающем чаяниям большинства?
Потому что кто-то нам сказал, что коммунизм – прошлое, что он уже был?
А либерализм – его что, не было?
А национализм – его только что придумали?
Коммунизм – и наша традиция, и наша единственная надежда на прорыв в будущее.
Коммунизм – стремление к свободе, проявление дерзких, вольнолюбивых качеств нашего национального характера.
Буйство донского казака Степана Разина, удаль башкирского атамана Салавата Юлаева, декабристский идеализм, поэзия Маяковского и Есенина, партизаны Сидора Ковпака, улыбка Гагарина – тоже коммунизм.
Помните, как у Есенина: «А Россия – вот это глыба… Лишь бы только Советская власть!»
Коммунизм – выбор народный!
Мы не раз видели в последние годы, где собираются люди во имя сохранения своей русской идентичности — возле памятников Ленину.
Отстоявшие памятник сохраняют право говорить на русском языке, жить в пространстве национальной истории, гордиться своими победами, а не смотреть на факельные шествия.
Красное знамя над Россией – неизбежно.
Взяли рейхстаг – и здесь справимся.
Захар ПРИЛЕПИН,
писатель.
«Советская Россия» № 63 (14305).
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» № 24 (1029) на сайте ЦК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» № 24 (1029) на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.