1 июня страна отметила день защиты детей
Все дети любят мороженое, пирожное и мультфильмы. Но взрослые побаиваются давать детям много мороженого – можно горло застудить. Опасаются баловать и пирожным, ведь сахар, как и соль, – «белая смерть»… А вот мультипликационных фильмов в их разнообразии никто не боится – ни взрослые, ни дети.
И зря. Нужно хотя бы вдогонку Международному дню защиты детей указать читателям на угрозу для детской психики, исходящую от мультипликационных фильмов. В чём она состоит? Ведь мультики, казалось бы, отдых, забава, смех, а также развитие ребёнка. Это школа и красоты, и добра, и жизни, не так ли?
В том-то и дело, что не так. Все вышесказанные хвалебные слова справедливы лишь в отношении советской мультипликации. Вот как хвалил её папа Римский Иоанн Павел II: «Если бы исчезло человечество со всеми памятниками экономики и культуры и остались бы одни советские детские мультфильмы, удивительно гуманистические и светлые, представители иных миров поняли бы по ним, что мы собой представляли».
Тонкие знатоки художественной графики японцы также высоко оценили советскую школу мультипликации. Они скупили 500 наших лучших мультипликационных лент для воспитания своих детей. А лучшим мультфильмом всех времён и народов по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран был признан наш мультфильм «Ёжик в тумане», а не какой-то диснеевский. «Ёжика» создал в 1975 году Юрий Борисович Норштейн, получивший от японцев высшую награду их страны – Орден Восходящего Солнца.
Но советская мультипликация – уже прошлое. Важно всем усвоить, что нынешние мультфильмы не имеют ничего общего с советскими мультфильмами: советские были средством воспитания детей, а современные – средство уродования их психики. Нынешние мультфильмы – творения непонятные, некрасивые, бездушные, жестокие, страшные, далёкие от детской психологии…
Скажут: не надо преувеличивать! Кто так говорит, пусть попросит своего ребёнка пересказать содержание только что просмотренного мультфильма… Увы, главная угроза для детей исходит сегодня не от террористов, маньяков, извращенцев, наркоманов и т. д., а от современного телевидения, нафаршированного мультипликационными фильмами крайне низкого качества, к тому же, преимущественно иностранными, далёкими от русской истории, отечественной культуры и национальных традиций.
Между тем роль мультфильмов в формировании личности ребёнка переоценить невозможно. Всё в детстве выученное, что на камне высеченное. Мультфильм для детей – третий родитель, а для многих, может, и важнее. Какие же функции выполняют мультфильмы?
Во-первых, они программируют поведение и поступки детей. Дети есть дети, делают и говорят только то, что сами видели или слышали, не подвергая всё критическому осмыслению. Приведём примеры. Вот рассказ одной бабушки. Приходит к ней в гости внук лет семи. Обошёл квартиру, осмотрел её с недетским вниманием, заглянул на балкон и спрашивает: «Бабушка, а где тут у вас зомби живёт?» Рассказывает один из дедушек: «Слышу, как двое внуков играют в какие-то «стрелялки». Вдруг старший внук кричит младшему: «В голову ему целься, в голову, чтобы мозги из него вылетели вон!»
Всё это – плоды влияния современной мультипликации, которая каждой новой лентой учит детей не состраданию, а насилию и жестокости.
Ещё один пример, взятый из жизни. Девочка лет шести из спокойной и уравновешенной вдруг превратилась в неуправляемого маленького разбойника. Взрослые поняли причину такой гиперактивности: ей подарили на день рождения сборник мультфильмов про «Машеньку и медведя». Девочка своим поведением просто повторяла Машеньку. Когда её лишили возможности постоянно пользоваться этим подарком (заменили другим), поведение девочки нормализовалось.
Мораль: хотите нормального поведения своего ребёнка? Не допускайте просмотра им ненормальных мультфильмов.
Во-вторых, мультфильмы формируют у детей эстетические чувства, т. е. понимание красивого и безобразного. Однако современные мультики – антиэстетика в действии.
Художники словно соревнуются между собой в рисовании каких-то уродцев телепузиков, чудовищ, монстров, зомби, пришельцев, драконов и т. д. Они придумывают и подсовывают детям какихто фиксиков или смурфиков, говорящие бумажки, мочалки, коробки и т. д., по сравнению с которыми даже Шрек выглядит симпатягой.
Такие мультики не только пугают детей, превращаясь в ночные кошмары, но и уводят их из реального мира в мир искусственный, т. е. не учат жизни.
В-третьих, мультфильмы прививают детям понятия о нравственных нормах поведения, т. е. о том, что такое хорошо и что такое плохо. Хорошо – это учиться, трудиться, общаться, дружить, заботиться, помогать, поддерживать друг друга, спасать или поддерживать тех, кто в беде, и т. д. Всё иное – агрессия, жадность, жестокость, зависть, потребительство, лень, равнодушие, эгоизм. Сошлёмся на пример советского мультфильма «Про крокодила, у которого болели зубы». Звери были очень рады тому, что крокодил страдает – смеялись, танцевали… Вдруг появилась птичка, которая крикнула: «Ему же больно!» И помогла крокодилу, удалив ему больной зуб. Замолчавшие звери опять начали веселиться, но уже по другому поводу – крокодилу теперь хорошо.
Но много ли таких мультиков сегодня? Увы, единицы. Нормой для большинства мультфильмов для детей является насилие во всевозможных формах. Приятное исключение – сериал про Лунтика. Удивительно и символично лишь то, что добро оказалось неземного происхождения. Другое приятное исключение – сериал про смешариков. Самый умный в этом сериале персонаж говорит с явно выраженным немецким акцентом. Видимо, тут имеют место рыночные отношения…
Посмотрим на последние «шедевры» нашего когда-то славного «Союзмультфильма» — ленты «Ямка с водой» и «Тык-тык-тык». Кто не видел их, ничего не потерял, а кто видел, не сможет не ужаснуться катастрофе, которая постигла нашу мультипликацию.
Кто в ней виновен? Виновно прежде всего государство, взявшее курс на рыночные отношения. Рынок убил отечественную мультипликацию: нынешний «Союзмультфильм» стал бледной тенью студии, что была создана в СССР в 1936 году. Классик советской мультипликации Ю. Норштейн говорит, что искусство и рынок несовместимы. Государство виновно в том, что пришли варвары и уничтожили, растащили «Союзмультфильм». При Советской власти он работал спокойно, не дрожал над проблемой денег, не думал, где их достать. Он создавал искусство, а не угождал продюсеру или публике.
Виновно и Министерство культуры РФ. Складывается впечатление, что оно не интересуется мультипликацией вообще. Министерство обязано выработать единые критерии оценки мультипликационных фильмов. Такими критериями могут быть: понятность, возможность его пересказа, эстетичность, нравственность (доброта, сострадание и т. д.), поучительность, полезность, патриотичность, соответствие национальной культуре и национальным традициям мультипликации, ориентированность на особенности детской психологии.
Мультфильмы, не отвечающие этим критериям, не должны попадать на отечественные телеэкраны. Однако или министерство культуры не выработало таких критериев, или создатели мультфильмов их игнорируют. А ведь мультфильмы – вопрос духовной безопасности нашего государства. Кто этого не понимает, наносит большой вред государству, обществу, а главное – детям, вступающим в жизнь.
Но наибольшая вина за мульттеррор ложится на родителей. Конечно, сами они не создают мультфильмы, так они и водку не производят, но пить её детям не разрешают же. Так почему позволяют смотреть мультфильмы, опасные для их психики и нравственности?
Тут действуют следующие причины: а) они сами не смотрят мультфильмы, не вникают в их содержание, иначе бы взвыли от возмущения и занялись бомбардировкой министерства культуры письмами нелестного содержания; б) не беседуют с детьми по поводу увиденного – что ребёнок узнал, что понял, чему научился; в) полагают, что мультфильмы никакой опасности детям не несут, потому позволяют сидеть у экрана вплоть до чувства опустошения. Если сказать ещё категоричнее, родители плохо занимаются воспитанием собственных детей, тратя на общение с ними, как в Москве, лишь четыре-пять минут в сутки. Всё остальное время ребята воспитываются кем-то или чем-то, той же мультипликацией.
«Но ведь есть же и хорошие ленты! – крикнет кто-то. – Например, мультфильм «Илья Муромец и Тугарин Змей». Не будем обольщаться: детские мультфильмы на исторические темы – не русские мультики, а чистый Голливуд или Дисней. Конечно, если Илья Муромец, разъезжающий на слоне, очень по-русски, то я умолкаю…
Сделаем очень важный вывод: мы не воспитаем подлинно русского человека – патриота своей страны – без русской сказки, без русской книжки и без добрых старых советских мультиков.
Н. ФЕДОСЕЕВ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 2 июня 2016 г. на сайте ЦК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 2 июня 2016 г. на сайте ЦК КПРФ Ставропольского крайкома КПРФ.