Как завоевать страну без единого выстрела? Подмени её культуру, понятия и язык на другие — собственные. Наполни календарь новыми праздниками, задурмань голову молодёжи, исковеркай историю, а лучше заставь стыдиться её. И процесс пошёл…
Спросите у представителя современного молодого поколения (до 35 лет), какие праздники и интересные даты он знает осенью. В первую тройку, несомненно, войдёт чуждый нам (прим. ред.) хэллоуин. Идём дальше и вспомним термин «чёрная пятница». И вот уже у людей средней и старшей возрастной группы в голове отчётливо проявилась картинка, даже, скорее, точный план действий. И главное, что практически ни у кого не возникает вопросов: что же такое «чёрная пятница?».
Этот день, вообще-то, даёт старт рождественскому ажиотажу покупок. В Соединённых Штатах (где и зародилась «чёрная пятница») она проводится сразу после Дня благодарения. Конкретного ответа на вопрос, когда будет «чёрная пятница», не существует. Этот подвижный праздник выпадает на последнюю пятницу ноября.
В этот день вы не найдёте ни одного магазина, который не соблазнил бы вас скидками. И не просто скидками, в США они доходят до 90%. Популярности «чёрной пятницы» способствует и тот факт, что до Нового года остаётся всего четыре недели. И это прекрасная возможность приобрести рождественские подарки.
Перед тем как погрузиться в саму историю, следует упомянуть следующее: на сегодняшний день в мире сложилась негласная тенденция, согласно которой, выпуск новых моделей техники, цифровых развлечений и прочих товаров тщательно планируется именно к католическому Рождеству.
В связи с этим магазины и интернет-площадки стараются распродать старые модели именно к этой дате и успеть завезти новые. И с этой задачей отлично справляется «чёрная пятница». Она позволяет избавиться от уже устаревающих товаров, при этом сохранив минимальную выручку. Ведь надо понимать, что с появлением нового старое становится практически неликвидным.
При этом люди непроизвольно устраивают целые спектакли, сражаясь и борясь, словно гладиаторы на арене Колизея. Ведь в мире «чёрная пятница» уже устойчиво ассоциируется с огромными толпами покупателей, стычками, очередями и даже жертвами. Но об этом позже.
Почему именно чёрная, ведь сам цвет редко перекликается с чем-то хорошим. Впервые этот термин прозвучал 24 сентября 1869 года во время паники на фондовом рынке США: тогда курс золота рухнул на 30%, разорив немало мелких бизнесов.
Начало ХХ века имеет решающее значение для полного понимания истории «чёрной пятницы». Именно в этот период стремительное развитие и массовое открытие новых магазинов и торговых центров перевернули привычки людей делать покупки. Особенно это коснулось тех, кто живёт в больших городах.
В Соединённых Штатах существует традиция брать дополнительный выходной после Дня благодарения. В основном чтобы взять четырёхдневный отпуск и начать делать покупки к Рождеству.
В ноябре 1951 года в журнале Factory Management and Maintenance впервые был использован термин «чёрная пятница». Это было сделано для описания феномена массовых отпусков по болезни. Сам термин получил распространение лишь несколько лет спустя — после того, как полиция Филадельфии использовала его для описания массовых пробок и потасовок между покупателями в торговых центрах, которые произошли в тот день.
Существует и другая история, объясняющая происхождение этого праздника. Однако её следует воспринимать с долей юмора, скорее, как символический анекдот. Говорят, что именно в этот день трейдеры перестали использовать красные чернила, которыми записывали все свои убытки в бухгалтерские книги. «Чёрная пятница» была днём, когда страницы полностью покрывались чёрным цветом — цветом прибыли.
Итоговые цифры, касающиеся главной распродажи года, подсчитать сложно, поскольку далеко не у всех магазинов «чёрная пятница» — только пятница: некоторые ретейлеры начинают делать скидки заранее и продолжают акцию до понедельника включительно (его ещё называют кибер-понедельником).
Тем не менее масштаб феномена оценить можно, по крайней мере, на примере Америки. Так, в 2018 году, по подсчётам Национальной федерации ретейла США, в саму «чёрную пятницу» американцы совершили покупки на $6,2 миллиарда (на 23,6% больше, чем в 2017 г.), а всего в выходные за покупками вышли 165 миллионов человек.
Вопреки распространению и усилению онлайн-продаж многие покупатели по-прежнему предпочитают обычные магазины, а больше половины всех польстившихся на распродажи в прошлом году покупали и в магазинах, и онлайн.
Ещё интереснее, что, если верить опросам, поколение Z, то есть те, кто родился в середине девяностых, собираются совершать покупки преимущественно в офлайн-пространствах. И именно эта категория покупателей больше всего заинтересована в покупке одежды и аксессуаров: о желании приобрести что-то из этой категории сообщили более 33% опрошенных.
Эта статистика говорит лишь о прибыли, но существует куда более страшная и бесчеловечная её версия. Ни один другой день не вызывает столько смятения. Человеческая жажда наживы в сочетании с плохим управлением толпой и спешкой часто приводит к катастрофическим последствиям. Не раз здоровье и даже жизнь людей подвергались опасности.
Несколько инцидентов, к сожалению, закончились трагически. Время: четыре часа дня, «чёрная пятница» 2016 года. Место: СанАнтонио, штат Техас. Тридцатидевятилетний Исидро Зарате сидел в своей машине, пока его жена Лиза совершала покупки в Walmart. Изначально они не собирались делать покупки во время «чёрной пятницы», но мать Лизы предложила им всем вместе отправиться на ежегодное шоу «Праздничные огни Сан-Антонио», которое должно было открыться тем же вечером.
Лиза захотела купить новый наряд, поэтому они приехали в Walmart. Пока Сарате сидел в машине в ожидании своей жены, он увидел 21-летнего мужчину по имени Телес Мандан Хуарес, который прямо перед магазином схватил за волосы какуюто женщину. Когда Хуарес начал бить эту женщину, Зарате завёл свою машину и подъехал к нему. Свидетели слышали, как он, высунувшись в окно своей машины, произнёс свои последние слова: «Убери свои руки!».
Прежде чем Сарате смог выбраться из машины, Хуарес достал пистолет и нажал на курок. Его пуля попала Сарате в шею. Ещё две женщины были ранены осколками разлетевшегося стекла, когда Хуарес ещё несколько раз стрельнул по машине. Затем Хуарес сел в свою машину и уехал. К счастью, полиция вскоре задержала Хуареса. К тому времени, когда Лиза с покупками вышла на улицу, машину её мужа уже оцепила полиция.
Во время «чёрной пятницы» 2008 года самой востребованной покупкой стали игровые приставки Nintendo Wii. В посёлке ВаллиСтрим в штате Нью-Йорк нетерпеливые покупатели стали выстраиваться в очередь у дверей Walmart начиная с 3:30 утра. Магазин открывался в 5:00 часов, но в нём не было ни полиции, ни охранников, которые могли бы как-то сдержать огромную толпу — к 4:55 столпились уже более 2000 человек, и все они изнывали от нетерпения.
Люди начали стучать в двери, сотрудники Walmart пытались их сдержать, считая, что ещё слишком рано. Тогда толпа вынесла двери, разбивая стёкла на своём пути. Один из сотрудников магазина Ждимитай Дамур был сбит с ног и оказался под ногами вломившейся толпы. Когда полицейские попытались привести пострадавшего в чувство, оказалось, что он уже мёртв. Полиция заявила, что несмотря на наличие видеокамер они так и не смогли понять, кто должен ответить за его гибель.
Но «чёрная пятница» страшна не только для тех, кто в погоне за выгодой слоняется по магазинам. В эти дни активизируются взломы домов и кражи. Расчётливые грабители, осознавая, что большинство граждан отправились за покупками, решают сорвать собственный куш.
Так получилось в 2011 году, когда многие магазины, чтобы получить большую прибыль, начали «чёрнопятничные распродажи» ещё с вечера в День благодарения. В течение этого года 65-летний Байрон Смит был несколько раз ограблен. Воры украли несколько тысяч долларов наличными, ювелирные изделия, оружие и памятные часы, доставшиеся ему от отца.
В 2012 году вечером в День благодарения Байрон погасил все огни в своём доме и поставил свой грузовик так, чтобы казалось, что его нет дома. Затем засел в своём подвале с заряженным пистолетом. Он даже установил магнитофон, чтобы записать все ночные звуки. У него было ощущение, что праздник снова привлечёт воров.
Так и случилось. 18-летняя Хайли Кифер и её 17-летний двоюродный брат Ник Брэди, закончив праздничный ужин в кругу своей семьи, решили по-своему отметить «чёрную пятницу» и получить бесплатные подарки и деньги к празднику из дома Байрона Смита.
Когда Ник Брэди проник в подвал, Байрон Смит дважды выстрелил в него. Ник застонал и упал. Тогда Смит выстрелил в третий раз, сказав «Ты мёртв», после чего спокойно переложил тело на брезент. На магнитофонной записи можно услышать, как он стреляет в Хайли и как она падает вниз по лестнице. «Прошу прощения», — смеётся Байрон. Она кричит, а Байрон ей говорит: «Ты умираешь (нецензурная брань)».
Вместо того чтобы попытаться задержать подростков и вызвать полицию, он убил их обоих, а затем записал на магнитофон своё объяснение. «Я не желаю жить в страхе. Я не хочу быть мягкосердечным. Я знаю, что я навожу порядок. Это очень похоже на разлитую пищу. Очень похоже на рвоту… Я выполнил свой гражданский долг. Я должен был сделать это. Они не были людьми. Я не считаю их людьми. Я считаю их паразитами».
Смит позвонил в полицию только на следующий день, в «чёрную пятницу», и был приговорён к пожизненному заключению. Вот такой фестиваль скидок, в том числе и на жизнь.
Да, изначально «чёрная пятница» была американским изобретением, но потом стала распространяться по всему миру. В Россию феномен добрался к началу 2010-х, прежде всего благодаря онлайн-ретейлерам: большинство скидок в этот день до сих пор предоставляются именно в интернет-магазинах.
И в этом нет ничего удивительно, ведь в те годы мы активно интегрировали западный образ жизни. Хоть у нас праздники наступают несколько позже, традиция прижилась — новогодние подарки всегда лучше выбирать заранее.
В конце концов, привязать масштабную распродажу к определённому дню — отличный маркетинговый ход. Покупатели привыкают, что именно в этот день можно купить товары с огромными скидками (продавцы порой обещают снижение цен на 90%!) и планируют покупки именно на «чёрную пятницу», что на руку магазинам.
Вот только «царь-то не НАСТОЯЩИЙ». Скидки в России очень отличны от мировых. Наш злобный оскал капитализма имеет даже больше зубов, а порой они и острее, чем у западного. Так, к примеру, скидка на технику складывается не из стандартной формулы: цена 20,50,70% — и вот вам распродажа; а из нашей отечественной цена + 50% — 20%.
И получается, что под глобальный бум и ажиотаж мы не снижаем цены, а наоборот, повышаем, маскируя это жёлтыми ценниками и пёстрыми заголовками. И такое отношение к покупателям можно наблюдать повсеместно.
В первое время уловка работала, и, ведомый клятвенными обещаниями о скидках, народ сметал с прилавков всё «акционное». Вот только с годами нашему человеку стало приходить осознание. Многие стали посещать магазины заранее, чтобы в «чёрную пятницу» объективно понимать ценообразование. И покупательский энтузиазм быстро начал снижаться. Но маркетинг — не наука о продажах, а искусство обмана. Сегодня, если посетите магазин за неделю или две до «чёрной пятницы», вы вряд ли обнаружите на многих товарах ценники. Их либо потеряли, либо обновляется информация, чтобы не мозолить тебе, впечатлительный покупатель, глаза. А когда стоимость будет выставлена, то и сравнить то будет не с чем.
Правда, стоит понимать, что объёмы в нашей стране куда меньше, чем на Западе. В 2018 году АКИТ и РАЭК впервые провели совместную «чёрную пятницу» на площадке B-friday.com. Оборот распродажи в онлайне вырос в 2,3 раза и составил 17,4 млрд рублей.
В 2019 году за три дня распродаж общий оборот онлайн-магазинов составил 22,3 млрд рублей, что на 30% больше, чем в 2018 году, но в разы меньше, чем в Америке. В 2019 году на b-friday.com наибольшая часть посетителей пришлась на жителей Москвы и Петербурга (35%). Мужчин среди покупателей было чуть больше, чем женщин (59,1% и 40,9% соответственно). Самой активной возрастной группой покупателей стали люди в возрасте 25-34 лет (24,4%).
И здесь тоже всё проще: для наших граждан покупка крупной бытовой техники — событие не рядовое. Цены велики, а значит, приобретается она на длительный срок невзирая на новые модели. И цель магазинов в освобождении пространства под новые версии уже не так актуальна.
Ежегодного цикла сменяемости не получается, и нужно получать максимальную прибыль с каждого товара. Со сменяемостью в нашей стране вообще существует проблема. Свободных денег у населения мало, позволить себе товары не первой необходимости могут не все. Вот и выходит, что максимальные продажи показывают одежда и продукты. И здесь основные постулаты «чёрной пятницы» дают сбой. Километровых очередей тоже не наблюдается. Что, несомненно, к лучшему, но это только пока. Ведь российский покупатель уже показал свою готовность к этому: в день выхода новой техники от компании Apple люди уже выстраиваются в огромные очереди, в которых половина соискателей готова просто продать своё место ближе ко входу.
Капитализм во всей красе. Но люди готовы стоять в очередях и сражаться за товары, а значит, ждём достойных предложений от магазинов. А за ними последуют и первые жертвы. И то, что отличало советского человека — человечность по отношению к другим, — навсегда канет в Лету. Простая распродажа, которая способна изменить облик человека.
Андрей КАЧУРОВ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 14 декабря 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.