О каждой вещи можно сказать двояко и противоположно. Я вспомнил этот афоризм, когда начал писать заметку к 70-летию краевого государственного госпиталя для ветеранов войн. Поскольку не могу высказать собственное мнение о нём (не лечился там), обратился к Интернету. И столкнулся с этой самой двоякостью мнений об одной и той же вещи. На фоне восторженных отзывов нет-нет да и попадётся брюзжание.
Пример восторженного отзыва. Олег Арсенович Манукянц, подполковник, проходил лечение в мае 2015 года: «Хочу сказать огромное спасибо персоналу за тёплое отношение к больным. Особо хочу поблагодарить врача терапевтического отделения №1 Изабеллу Ивановну Баскакову за высококвалифицированный подход к больным и доброе отношение. Также благодарен стоматологу Анне Поповой, официанткам, обслуживавших стол №5, девчатам с УВЧ, всему медперсоналу».
Отрицательные отзывы приводить не стану, их мало, и у меня закралось сомнение в их объективности. Поэтому пошёл другим путём.
Сначала скажем об истории лечебного заведения. Ставропольский краевой госпиталь для инвалидов Великой Отечественной войны был создан 27 мая 1946 года на базе расформированных двух эвакогоспиталей. Был развёрнут в Горячеводске в старых корпусах бывшей инфекционной больницы. Изначальный профиль – ортопедо-хирургический.
В 1964 году госпиталь посетил министр обороны СССР маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский. В 1972 году был построен новый лечебный корпус. Расширение и благоустройство госпиталя продолжалось все последующие годы. Как и сегодня. В 1993 году переименован в госпиталь для ветеранов войн и был определён как головное учреждение Юга России по вопросам организационно-методического руководства проблемами социализированной медицинской помощи ветеранам войн в госпиталях. Ныне госпиталь – современное, высокоэффективное лечебное учреждение, сочетающее традиционные стационарные услуги и санаторнокурортное лечение. Ежегодно здесь поправляют здоровье около пяти тысяч человек. Начальником госпиталя долгие годы является Олег Аркадьевич Каган.
Обратимся к другому, не интернетному, пути рассказа о лечебном заведении. Путь более эффективный и достоверный – личные беседы с пациентами госпиталя. Многие читатели газеты «Родина» как раз и являются его пациентами, некоторые – постоянными.
В беседах с ними сложилось довольно политизированное, но, уверен, объективное мнение о нём: госпиталь – оазис советской жизни, сохранившийся в условиях нынешней буржуазной России. Благодарить за это нужно весь его персонал.
Эту мысль мне подсказала сотрудница редакции газеты Л. М. Шереметьева, проходившая там лечение весной текущего года. Именно она позаботилась о том, чтобы своевременно приурочить к 70-летию госпиталя небольшую, но непременно добрую статью о нём. Говорит, что, приехав туда лечиться, словно бы попала в другой мир, хорошо ей знакомый по советским временам. Конечно, и в то время были свои проблемы, но сотрудники госпиталя сумели сохранить всё лучшее из тех лет.
Из чего складывается это лучшее? Главное – в искреннем внимании медперсонала к пациентам, вследствие чего каждый из них чувствует себя едва ли не главным человеком. Здесь вы не встретите грубость или равнодушие к больному, что, увы, за годы «демократических реформ» стало привычным в обращении с больными в обычных лечебных заведениях и не только в них. А что нужно человеку, особенно пожилому? Именно внимание и понимание, думается, – главный лечебный фактор Ставропольского госпиталя ветеранов войны.
Слушая восторженный рассказ Лидии Мироновны о госпитале, всё же думал о повышенной эмоциональности женщин, о том, что придётся вносить поправки, но не пришлось. Вот что удалось услышать ещё.
Евгений Иванович Середа, подполковник в отставке. Проходил лечение в 2015 году. Он говорит, что по приезде с новичками сразу беседует начальник медицинской части Любовь Николаевна Прокудина, которая рассказывает им об истории госпиталя, традициях и лечебных возможностях, о порядке лечения, на что следует обратить особое внимание, о том, чем госпиталь живёт сегодня и о его перспективах. Возникает чувство, что тебе здесь предстоит не лечиться, а жить.
Для Евгения Ивановича «своим этажом» стал четвёртый, где с ним беседовала терапевт Жанна Александровна Попова. Главное, по её словам, – нельзя пропускать ни единой процедуры. Восхитило, что Жанна Александровна уже знает историю болезни пациента. Потому неудивительно, что иные новички сразу просятся на лечение на четвёртый этаж к Жанне Александровне.
Госпиталь, по словам Евгения Ивановича, приятно удивляет своей ухоженностью, порядком, благоустроенностью: во всём чувствуется мудрая и заботливая хозяйская рука руководителя. В Интернете я встречал сетования на питание в этом госпитале.
— Какие могут быть жалобы! – замахал руками мой собеседник. – Как можно жаловаться на питание, если оно – шестиразовое?
И начал считать: в 8-00 – завтрак, в 11.00 – сок, в 13.00 – обед (подают много овощей и рыбы), в 16.00 – снова сок, в 18 – ужин, в 20 часов – кефир. Нехило, как говорит молодёжь! А кому мало или что-то в еде не то, можно воспользоваться продукцией магазина, находящегося рядом.
Внимание, лечение, питание – таковы основные лечебные факторы госпиталя. Важным лечебным средством является и физкультура. В госпитале есть прекрасный тренажёрный зал, где работают умелые методисты, проводят занятия с каждым больным по индивидуальной программе. Но есть ещё и досуг, организованный в лучших советских традициях. В госпитале свой хор, в котором поют и дают концерты сами пациенты; за время лечения они успевают разучить две-три песни. Где ещё есть такое? В госпитале работает прекрасная библиотека, которой заведует Раиса Ивановна Стаёха, о ней только добрые отзывы. Регулярно демонстрируются кинофильмы, главным образом, советской эпохи. Как-то прокрутили ленту «Небеса обетованные»… Люди не досмотрели его и покинули зал. Администрация госпиталя сразу сделала должные выводы.
А если кому-то не до спорта и досуга, а просто взгрустнулось, можно провести время в ухоженном дворе госпиталя. Здесь удобные лавочки, зелень, цветы, птички поют. Если это не рай, то уж оазис точно.
Александр Сергеевич Пономаренко, полковник в отставке. Проходил лечение три раза и вновь собирается приехать. Он чувствует себя, как дома, даже иной раз вмешивается в функции начальника госпиталя О. А. Кагана, т. е. высказывает критические замечания или даёт советы, вносит предложения. Медперсонал их принимает с пониманием не только к сведению, но и к исполнению.
Именно от него удалось услышать о некоторых проблемах, с которыми сталкивается госпиталь. Главная — некомплект медперсонала. Врачи всё же предпочитают работать в санаториях, а не «возиться» с пожилыми и не совсем здоровыми людьми. Тем большего уважения заслуживают медики, которые работают в госпитале.
Александр Сергеевич очень тепло отозвался о диетсестре Людмиле Алексеевне Самсоновой.
Бывают, конечно, перебои в финансировании, в обеспечении больных лекарствами: известное дело – рынок, не госпиталь же его придумал.
От имени бывших и будущих пациентов госпиталя, от имени читателей и редакции газеты «Родина», а также крайкома КПРФ желаю сотрудникам госпиталя крепкого здоровья, а их коллективу и лечебному заведению – дальнейшего развития и процветания. Р. S. К сожалению, круг больных, которые могут поправить здоровье в этом госпитале, в ближайшей перспективе заметно сужается: лечиться здесь будут только воевавшие граждане России. Но, разумеется, в этом вины самого госпиталя нет.
Н. Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» на сайте ЦК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.