К 203-й годовщине со дня рождения Ф. ЭНГЕЛЬСА
Фридриха Энгельса наряду с Карлом Марксом по праву считают выдающимся учителем и вождём международного рабочего класса, революционером, учёным и мыслителем. Друг и соратник Карла Маркса, он как соавтор стал одним их основоположников революционного марксистского учения. Таким Энгельс и вошёл во всемирную историю.
Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 года в городе Бармене (нынешний Вупперталь) в Германии в семье преуспевающего прусского фабриканта. Первенца назвали именем отца. Если отец был суров и религиозен, то мать Элизабет Энгельс была женщиной весёлой с чутким добрым сердцем, имела широкое образование, любила и знала толк в музыке и литературе. На развитие старшего сына Фридриха мать оказала значительное влияние. А всего в семье было восемь детей.
Уже в гимназические годы Энгельс выделялся среди сверстников незаурядными способностями и стремился к университетскому образованию. Но по настоянию отца за год до окончания гимназии вынужден был оставить обучение и приступить к изучению коммерческого дела в одной из контор отца. Спустя год продолжил обучение в Бремене — крупном портовом городе.
В свободное время много читал, следил за прессой, сблизился с либеральными и демократическими кругами, переосмысливал религиозные истины. Результатом этого стали привлёкшие всеобщее внимание две статьи «Письма из Вупперталя», опубликованные весной 1839 года в одном из гамбургских журналов. Он страстно обвинял капиталистов и помещиков в том, что, опираясь на христианские догмы, они в то же время нещадно эксплуатируют и обманывают низшие классы.
В сентябре 1841 года Энгельс приехал в Берлин отбывать воинскую повинность в качестве вольноопределяющегося гвардейской артиллерийской бригады в прусской армии. Имел право на некоторую свободу, посещал лекции в Берлинском университете, посвящая время углублённому изучению философии, литературы, истории религии.
В Германии в то время господствовало учение великого немецкого философа-идеалиста Георга Гегеля. Противоречивость его учения одним давало оправдание существующего режима, другие видели в его диалектике надёжное оружие в борьбе против феодально-абсолютистского строя.
Энгельс без колебаний встал на сторону младогегельянцев — они делали из гегелевской философии атеистические и более радикальные в политическом отношении выводы. Видную роль в среде младогегельянцев играл Карл Маркс, покинувший Берлин до приезда Энгельса.
В берлинский период Энгельс пережил сильное, по его словам, освободительное действие книги другого немецкого философа-материалиста и атеиста Людвига Фейербаха «Сущность христианства».
Идеи, связанные с острой критикой религии, укрепили его движение на пути от идеализма младогегельянцев к формированию собственного материалистического мировоззрения. Завершить этот переход к философии материализма и научному коммунизму Энгельс смог уже лишь в Англии, где оказался поздней осенью 1842 года и опять по воле отца был определён в Манчестер на одну из его бумагопрядильных фабрик для коммерческой практики.
По дороге в Англию Энгельс в Кёльне посетил редакцию «Рейнской газеты», с которой сотрудничал в течение полугода, впервые встретился с Марксом, главным редактором газеты, и договорился о дальнейшем сотрудничестве в качестве английского корреспондента.
Двухлетнее пребывание в Англии окончательно сформировало его социальные, политические и философские взгляды и завершило идейную эволюцию Энгельса от идеализма к материализму, от революционного демократизма к коммунизму.
Здесь он сблизился с социалистами и под их влиянием изучил труды французских социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Ему были близки и понятны их гениальные догадки о социалистических путях развития человечества. Только их книги не давали ответа на вопрос, кто и как выведет человечество на эти пути.
Энгельс в своих работах тех лет пересматривал в материалистическом духе гегелевскую диалектику, углублялся в изучение политэкономии, положения пролетариата в обществе.
Диалектический метод в сочетании с глубоким знанием социальных и политических законов капитализма позволил ему рассмотреть основные явления капиталистического экономического порядка как следствие господства частной собственности на средства производства, что привело его к открытию: Великую освободительную миссию в истории призван сыграть пролетариат.
Спустя десятилетия В.И. Ленин написал: «Энгельс первым сказал, что пролетариат не только страдающий класс, что именно то позорное экономическое положение, в котором находится пролетариат, неудержимо толкает его вперёд и заставляет его бороться за своё конечное освобождение. А борющийся пролетариат сам поможет себе».
В конце августа 1844 Фридрих Энгельс покидал Англию уже как сложившийся мыслитель-революционер. По дороге на родину он посетил Париж, где в эмиграции находился Карл Маркс. Это была их вторая историческая встреча, длившаяся десять дней. В откровенных беседах они быстро обнаружили, что разными путями пришли к аналогичным философским и политическим выводам. Это сблизило их, став залогом крепкой и нерушимой дружбы до конца дней.
Решили вместе продолжить разработку новой теории и сделать всё возможное, чтобы донести её до сознания пролетарских масс. Этот замысел стал делом их жизни, давшим мировому пролетариату несокрушимое оружие в борьбе против эксплуатации и угнетения — революционное марксистское мировоззрение.
Они вместе написали первые фундаментальные работы — «Святое семейство» (в ноябре 1844 г.), книгу, помогающую понять существо марксизма, место и роль в нём философии, книгу «Немецкая идеология» (август 1846 г.) — главное ключевое философское произведение Маркса и Энгельса, которое определяет в целом марксистское мировоззрение.
Именно в нём авторы опрокидывали традиционные на тот период представления об отношении философов к миру, стремились «поставить философию с головы на ноги». В последней работе Маркс и Энгельс высказали многие положения исторического материализма и дали зрелое обоснование главной идеи научного коммунизма — о всемирно-исторической миссии пролетариата.
До написания «Немецкой идеологии» в 1845 году Энгельс опубликовал свою известную работу «Положение рабочего класса в Англии», которую высоко оценил Карл Маркс и которую сам автор считал одной из фаз зарождения теории научного коммунизма.
Он показал, что коммунизм является неизбежным следствием экономического развития, в результате которого обостряется классовая борьба между пролетариатом и буржуазией, ведущая к коммунистической революции. Энгельс увидел в пролетариате класс, чьей исторической миссией является уничтожение капиталистического строя, а «теперь пролетариат в состоянии создать своё самостоятельное движение».
В.И. Ленин писал: «Энгельс первый сказал, что пролетариат не только страдающий класс; что именно то позорное экономическое положение, в котором находится пролетариат, неудержимо толкает его вперёд и заставляет бороться за своё конечное освобождение. А борющийся пролетариат сам себе поможет».
Наиболее ярко совместное творчество двух великих идеологов движения рабочего класса выразилось в написании «Манифеста Коммунистической партии» (1848 г.), который и дал мировому пролетариату прочную теоретическую базу и программу борьбы за освобождение трудящихся, за коммунизм.
В своих самостоятельных научных исследованиях Фридрих Энгельс последовательно защищал материалистическое мировоззрение, отстаивал и развивал материалистическую диалектику, решительно выступал против всяческих уступок идеализму. В этом отношении в сокровищницу марксизма вошли такие его труды, как «Анти-Дюринг», «Развитие социализма от утопии к науке», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии».
Неоценим вклад Энгельса и в разработку марксистской политической экономии. Именно он завершил главный труд Маркса, прерванный его болезнью и смертью. Речь идёт о подготовке к изданию второго и третьего томов «Капитала». Эта работа потребовала от Фридриха Энгельса огромных творческих усилий, и он был занят ею почти до конца своей жизни — благодаря ему в 1885 году вышел 2-й том, в 1894 году — 3-й том «Капитала».
Кроме переписки, расшифровки и редактирования рукописей Маркса он внёс в них целый ряд вставок, необходимых перестановок и дополнений. У Ленина были все основания написать: «Эти два тома «Капитала» — труд двоих: Маркса и Энгельса».
Все работы Фридриха Энгельса дают нам отчётливое представление о его поистине всестороннем, энциклопедическом характере научных познаний. Он предстаёт действительно как крупнейший знаток истории, философии, политэкономии, социальных теорий, военного дела, многих естественных наук.
Во всемирную историю Энгельс, как и Маркс, вошёл как выдающийся учёный, мыслитель, революционер, учитель и вождь международного пролетариата, основоположник нестареющего великого революционного учения — марксизма.
На долю российских коммунистов выпала горечь контрреволюции и реставрации капитализма в первом в мире социалистическом государстве. Значительно сократилась и база мировой социалистической системы. Это только подтверждает утверждение классиков марксизма, что не бывает исключительно прямолинейного движения человечества по пути социального прогресса. В силу прежде всего не объективных, а субъективных причин могут быть и снижение темпов движения, и отклонения от курса, и даже, как показала практика социалистического строительства в СССР и других странах, контрреволюционное, регрессивное движение назад.
Отсюда может быть только один вывод — на этапе строительства социализма как первой фазы коммунизма даже на достаточно высоких уровнях его строительства в обществе всегда есть слои населения, которых по личным представлениям или привнесённым извне не устраивает характер новых социалистических отношений. Они стремятся без ограничений всеми силами иметь более высокий уровень личного достатка или прямое нежелание подчиняться установленным нормам бытия и правопорядка, или в конце концов эгоистические устремления в достижении своих амбиций, в том числе и политического характера.
Вот и в СССР при абсолютном отсутствии объективных на то причин к уничтожению первого в мире социалистического государства и наших идеалов привело субъективное предательство вполне конкретных лиц, и прежде всего из числа партийной и интеллектуальной «элиты» нашего общества с последующим оголтелым вдалбливанием в сознание людей беспочвенных измышлений о якобы бесперспективности социалистического пути развития, об «ужасном» большевистском эксперименте над народом, высосанным из пальца «застое», не гнушаясь ни искажением исторической правды, ни полным отрицанием совершенно очевидных величайших достижений советского народа, ни откровенным враньём.
Живя в капиталистическом окружении, мы, прежде всего коммунисты, выдвинутые самой историей в авангард трудящихся, потеряли бдительность. Именно в рядах партийной и интеллектуальной элиты, интеллигенции нашлись лица с ориентиром на «западные ценности» — капитализм-то гниёт, но как он при этом сладко пахнет! Вот и наслаждаемся уже этими «прелестями-ароматами» более тридцати лет! Наверное, уже все наелись этого российского капитализма до предела… Россия в тупике.
Нет у человечества другого пути, как движение в направлении социально справедливого общества, где отсутствует прежде всего эксплуатация человека человеком и где никто никого не грабит и не наживается за счёт труда своих соплеменников, где закон един для всех и все равны перед законом и где у всех равные возможности. Без этого никакого единства в обществе быть не может, какие бы приманки ни выдвигала российская правящая капиталистическая элита.
Подлинное единство общества возможно только при социалистических отношениях, господствующих как в экономическом базисе, так и в социально-политической надстройке. А это и есть социализм. И за ним — будущее нашего народа.
Валерий ЗУБЕНКО,
член РУСО.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 30 ноября 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.