Отмечая 106-ю годовщину Великого Октября, мы с чувством особой гордости констатируем, что идеи Октября живы и учение марксизма-ленинизма продолжает развиваться в условиях современности.
В октябре этого года доктор исторических наук, профессор, эксперт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Вардан Багдасарян дал обширное интервью газете «Завтра» (№39 (1551), опубликованное под заголовком «Большевизм как чудо». А в подзаголовке: «Русский революционный ответ на вызов двадцатого века». В беседе с учёным журналист Алексей Гончаров ставит основной вопрос: «В чём суть большевизма, насколько сегодня он актуален для России и мира?».
Профессор Багдасарян прямо отвечает: «В рамках формационного подхода он рассматривался как революционный авангард, сила, обеспечившая переход России от капитализма к социализму», а сегодня «Ленин рассматривается советофобами как носитель и символ Русского Мира и российской государственности». При этом профессор подчёркивает, что одни считают большевиков разрушителями российской цивилизации, другие — её восстановителями, и для нас сегодня «важно развеять мифы, нагромождённые вокруг понятия большевизма».
Обращаясь к периоду возникновения большевизма, учёный напоминает о факторах децивилизования России, разрушения исторически сложившихся особенностей российского общества, основанного на коллективизме, а не на индивидуализме.
В числе разрушающих факторов были либеральные реформы Александра II, во многом основанные на идеологии западничества, думские преобразования и столыпинские реформы. Все эти меры были направлены на роспуск общины, а она является центральной составляющей российской цивилизации.
Февральскую революцию 1917 года профессор Багдасарян называет «дном децивилизования России». «Следующий шаг в этом направлении… означал бы цивилизационную смерть России, — говорит учёный. — И в этот момент приходят большевики».
Профессор соглашается с мнением журналиста о том, что большевизм имел глубинные основания в русской истории: «Там было много того, что можно назвать космополитическим компонентом. Но было и то, что глубинно уходило в русское прошлое, в Московское государство». Багдасарян подчёркивает, что основные составляющие российской цивилизации в большевизме были «с очевидностью выражены». Он напоминает о том, что, говоря об истоках Советской власти, следует вспоминать не только Совет, образованный в Иванове в 1905 году, но и Совет всея Русской Земли, созданный в Ярославле в 1611 году. «Это тоже глубинная форма, культурный код восприятия того, какой должна быть русская идентичная цивилизационная власть».
Эти слова учёного подтверждают верность курса большевиков на обобществление собственности, на передачу всех природных ресурсов и средств производства в ведение общенародного государства, на создание коллективных хозяйств в деревне и передачу промышленных предприятий в городах в государственную собственность — достояние всего народа.
И раскрывают глубокую ошибочность и преступность буржуазной власти, насильственно стремящейся всё отдать в частные руки. Отсюда и разобщённость россиян, самим ходом истории не созданных для индивидуальных частных предприятий, фермерских хозяйств, для сосуществования с крупным капиталом, нажитым путём подлого обмана и жестокой эксплуатации своих же сограждан.
В беседе с корреспондентом газеты «Завтра» Вардан Багдасарян разоблачает миф о том, что большевики якобы свергли царя и разрушили Российскую империю.
Он приводит исторические факты: на момент прихода большевиков к власти царя в России уже не было, да и империи к октябрю 1917 года, по существу, тоже не было, «она посыпалась после Февральской революции». В годы Гражданской войны, напоминает учёный, на территории бывшей Российской империи насчитывалось около 200 государств и государственных образований.
Ещё до Октябрьской революции с марта по октябрь 1917 года провозгласили свою независимость Польша, Центральная рада Украины, Союз объединённых горцев Северного Кавказа и Дагестана, Эстонский национальный конгресс, Финляндия, Великая белорусская рада, Объединённое правительство Юго-Восточного союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей, Литовская тариба, Армянский национальный совет. «Именно большевики оказались той силой, которая вновь собрала страну, — утверждает Багдасарян. — Где-то договаривались, где-то применяли силу, где-то агитировали».
В огненном кольце иностранной интервенции, говорится в интервью, большевики ответили на цивилизационный вызов, создав мобилизационную модель и выступив как сила, удержавшая геополитическую целостность России.
«В советских учебниках, — говорит корреспондент, — те события назывались «Гражданская война и иностранная интервенция». Сегодня вторая составляющая — иностранная интервеция — упоминается редко…». На что профессор Багдасарян отвечает: «Да. И получается, что всё происходившее в то время якобы было исключительно нашим внутренним делом. Но это не так, потому что внешние силы пытались реализовать свои геополитические интересы и получить в качестве дивидендов те или иные части России».
Учёный напоминает о том, что в соответствии с англо-французским соглашением о разделе сфер влияния от 23 декабря 1917 года, подтверждённым 13 ноября 1918 года, Великобритания забирает Северный Кавказ, Дон, Закавказье, Среднюю Азию; Франция — Украину, Крым, Бессарабию; США — Сибирь, часть Дальнего Востока; Япония — другую часть Дальнего Востока. И единственной силой, сдерживавшей этот натиск, были большевики.
Роль большевиков в той ситуации позже признавали даже их ярые противники. Вардан Багдасарян приводит несколько высказываний представителей Антанты — тех, кто, безусловно, поддерживал белое движение, в том числе Великого князя Александра Михайловича: «Никто не спорит, они убили трёх моих родных братьев, но они также спасли Россию от участи вассала союзников».
Министр иностранных дел Временного правительства Павел Милюков уже в 1920 году говорил: «Военная помощь иностранцев не только не достигла цели, но даже принесла вред: всегда и всюду иностранцы оказывались врагами не только большевизма, но и всего русского».
По поводу мифа о том, что большевики, и в особенности Ленин, отрицали патриотизм, Вардан Эрнестович напомнил слова самого Владимира Ильича: «Восстание Корнилова доказало для России то, что для всех стран доказала вся история: именно, что буржуазия продаст Родину и пойдёт на все преступления, лишь бы отстоять свою власть над народом, свои доходы…
Патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдать Россию иностранцам, это — настоящий патриотизм, без которого мы три года не продержались бы. Без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности».
Учёный обращает внимание на то, что И.В. Сталин, продолжая дело В.И. Ленина, особенно заботился о защите суверенитета России. В частности, он говорил: «Мы должны строить наше хозяйство так, чтобы наша страна не превратилась в придаток мировой капиталистической системы. Чтобы наше хозяйство развивалось не как подсобное предприятие мирового капитализма, а как самостоятельная мировая единица…».
«Вот в этой логике суверенности государства всё в сталинском СССР и делалось, — говорит Багдасарян. — Россия как цивилизация восстанавливалась, воспроизводилась. В этом отношении советский период — безусловно, продолжение единой цивилизационной истории России». И далее приводит высказывание нашего политического противника, видного учёного Арнольда Тойнби, работавшего на МИД Британии, но справедливо говорившего о том, что коммунизм, или большевизм, был русским цивилизационным ответом на западную угрозу и попытку западной гегемонии подчинить Россию.
В ХХ веке Россия ответила на эту агрессию идеологией коммунизма, что позволило сохранить суверенитет и повести за собой значительную часть мира.
Нельзя не привести здесь замечательную формулировку самого Багдасаряна: «Конечно, большевизм в свою основу взял марксистское учение. Но не только его. Он взял русские цивилизационные ценностные накопления и, главное, на все вызовы дал именно русский, а не заимствованный на Западе цивилизационный ответ, который в качестве альтернативы был предложен всему миру».
Кстати, в интервью говорилось и о правоте марксизма как живого развивающегося, а не догматического учения. Это, в первую очередь, выразилось в заявленном Лениным, а затем подтверждённым на практике Сталиным положением о том, что социализм может победить в отдельно взятой стране: «Если революция не получится мировой, значит, России придётся существовать во вражеском окружении».
«Таким образом, в СССР теория марксизма соединилась с практикой российского цивилизационного строительства», — говорит Багдасарян. Хотя первоначально планировалось всё строить по эталонам Парижской коммуны, большевики действовали «с опорой на специфику страны, в которой они действуют и существуют».
«Марксизм — очень сложное и многосоставное явление, — утверждает учёный уже в первой четверти ХХI века. — На марксистской почве возник целый спектр политических течений и движений. В итоге марксизм и по сей день очень разнообразен».
Как видим, марксизм по-прежнему остаётся в авангарде прогресса человечества. Это единственное учение, способное дать человечеству модель будущего. И на вопрос журналиста, почему политические противники до сих пор так боятся большевистского прошлого нашей страны, профессор Багдасарян отвечает: существует прогноз, что «к середине ХХI века Ленин снова может стать основным национальным героем России». А с тем, что «Россия после 1917 года оказалась осью мирового исторического процесса, до сих пор невозможно не считаться».
Так почему же всё-таки в заголовок интервью поставлено «Большевизм как чудо»? На этот вопрос Вардан Эрнестович отвечает по пунктам.
Прежде всего — феноменальная советская экономика. «Когда сегодня говорят о китайском или японском экономическом чуде, почему-то забывают о том, что за всю мировую историю наивысшие темпы роста были в Советском Союзе в 30-е годы — 20% ВВП в год! Такого ещё никогда не было!».
Далее — небывалый демографический взлёт, который специалисты называют «сталинским демографическим ренессансом». Такой рост рождаемости в период индустриализации считался невозможным. «За этим, конечно, стояла системная политика государства».
«Явили мы всем и военное чудо СССР, разгромив вермахт». И даже США, когда обладали монополией на атомную бомбу и планировали, как известно, начать с нами войну, не решились на это. По их расчётам, даже после применения атомного оружия Красная Армия всё равно выиграет в этом противостоянии.
Мы показали всему миру советское научное чудо — «научный прорыв, позволивший реализовать в ещё недавно аграрной стране в кратчайшие сроки атомный проект и заложить основание для советского первенства в космической гонке».
Отмечается и советское чудо в сфере культуры, которая прежде считалась элитарной, дворянской. «Из полуграмотной страны СССР превратился в самую читающую в мире. Это был уникальный проект! На нём было основано советское образование, безусловно, лучшее в мире даже по признанию наших конкурентов».
И, конечно, советское геополитическое чудо. «Оно заключалось в новом мироустройстве, в создании альтернативной мир-системы — международной системы социализма… Это был величайший опыт на восходящей стадии развития большевистского проекта».
О чём бы ни шла речь, в эти дни невозможно не сказать о сегодняшних проблемах страны. Вспоминая о внешних вызовах послереволюционной России, профессор Багдасарян приводит стихотворение Демьяна Бедного, написанное в 1918 году, которое и сегодня актуально:
Ещё не все сломали мы преграды,
Ещё гадать нам рано о конце.
Со всех сторон теснят нас злые гады.
Товарищи, мы в огненном кольце!
«Прошло 100 лет — и опять «огненное кольцо», опять «злые гады» теснят Россию, — говорит учёный. — Да и состав их мало изменился — те же страны Антанты, только теперь это называется по-другому, а суть осталась прежней».
И напоминает о том, что нужно выработать мобилизационную модель. Когда-то она была создана большевиками как единственно возможный ответ на давление извне, как ответ на цивилизационный вызов.
Таким образом, очевидно, что вопросы большевизма и советский опыт в нашей стране – по-прежнему в поле зрения учёных и публицистов. А это даёт твёрдую уверенность в том, что он будет востребован, время его придёт.
Вера ЛЕНКИНА.
Новоалександровск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 9 ноября 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.