«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всём своём сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству», — писал Фридрих Энгельс.
Но в современном мире с перенасыщенным информационным полем система ценности труда дала сбой. Его значимость как для личности, так и для общества всё реже подчёркивается. На первый план выходит потребление. Вопросы потребительства и общества потребления являются не просто предметом научно-популярных обсуждений или дискуссий, а приобрели социально-философский характер.
Довольно полно и глубоко проблемы общества потребления проанализировал французский философ, социолог, культуролог Жан Бодрийяр в своей одноимённой книге. Он показал, что потребление — не просто покупательская способность человека, а образ жизни, основанный на статусном символизме и сильной зависимости. Т.е. товар в обществе потребления уже не рассматривается как объект, приносящий пользу, а лишь как знак в системе знаков (других товаров).
Цель покупки в таком случае уже не удовлетворение первичных нужд, а скорее возможность выделиться, получить статус — сиюминутное одобрение окружающих людей. Но стоит помнить, что предложение в данном сегменте всегда будет опережать спрос, тем самым затягивая человека в бесконечный круг потребления.
И для поддержания работоспособности этого цикла в ход запущена огромная рекламная машина. Отвлекитесь на минуту и вспомните, какие рекламы в последнее время вы встречаете на ТВ. И ответ будет предельно прост. Всё свелось к банальной продаже. Если вам рекламируют автомобиль, то в зависимости от его класса будет подобрана соответствующая картинка. Модные, быстрые, совершенные — вот основные тезисы любого ролика. На фоне будут проплывать морские побережья или скалистые горы.
Ассоциативно покупатель уже представил себя за рулём, любуясь прекрасными видами, прибавив к этому чувству понимание, что он на новом автомобиле будет рассекать по городским улицам, приковывая к себе многочисленные взгляды. И решение практически принято. В завершение нам озвучат цену, которая привычно будет начинаться словом «ОТ».
И клиент готов. Он летит в салон, настроившись на одну цену, но по приходе ему навешивают дополнительные услуги, подчёркивая, что с ними он получит максимальный комфорт. И итоговая сумма будет в разы больше объявленной в рекламе.
Но цель выполнена: человек пришёл, уже свыкшийся с мыслью о новом авто, увидел его, и для большинства отказ от столь близкой мечты будет просто невозможен. И скоро улицы городов заполнят сотни новых машин, которые станут обыденностью, не приковывающей взгляды. А значит, что? Нужно вновь искать способ выделиться. И в этом вам поможет рекламная машина.
Производители знают, что потребительство зиждется на самых низменных человеческих чувствах (гордыня, алчность, стяжательство, похоть и др.). Поэтому в обществе потребления стираются традиционные человеческие ценности, максимально устраняется все высокое, творческое и духовное.
Жизнь человека в обществе потребления приобретает полностью материалистический характер. Уважение к труду заменяется поклонением работодателю. Центральное место в доме занял телевизор, ежедневно транслирующий новинки. Человек перестал цениться за душевные качества, гуманность, доброту, милосердие.
Единственным критерием успешности и значимости человека стало его материальное благосостояние. Произошла полная подмена ценностей. Даже чистые детские умы стали мыслить критериями: дружба основывается на наличии нового телефона или дорогих вещей.
Нас не учат зарабатывать, нас учат тратить. И зачастую не свои, заработанные, а чужие — заёмные. Любая реклама банков звучит так: «Оформи кредит или кредитную карту и позволь себе ремонт, путешествие и прочее». Обобщённо осуществи свою мечту. Заманчиво. Главное, удобно: взял кредит и слетал на море. А отдавать будешь потом. Более того, тебе дадут 90 дней без платежей. А может, и все 120. Ты только возьми. И, безусловно, это выгодно банкам, ведь, взяв 150 тысяч, вернёшь уже 200. Но помимо банков есть и другие заинтересованные.
Государство, которое, на первый взгляд, стимулирует экономику. А на второй? В современной России количество граждан, имеющих активные кредиты и займы в банках и микрофинансовых организациях (МФО), 46,7 млн, подсчитал Центробанк на основе статистики бюро кредитных историй. В силу большого количества предложений кредитов у человека может быть два, три и более.
Безусловно, легко их брать, но вот отдавать намного сложнее. И для таких людей главной целью в жизни становится работа, которая позволит погасить кредиты. Человек попадает в состояние зомби: «работа — дом — работа». Его перестают волновать другие вопросы. Ему нет дела до политики, страны. Цель его жизни — отдать долги. Чтобы потом взять новые, ведь после напряжённой работы хочется отдохнуть или купить новую машину.
И круг замкнулся. Но есть и другой плюс. Большая долговая нагрузка — удобный инструмент для влияния на человека. За определённые действия ему можно списать долги, при этом человек добровольно выполнит необходимую работу для государства. Даже рискнёт жизнью ради освобождения от оков кредитов. Удобно.
У Олдоса Хаксли в его романе-антиутопии «О, дивный новый мир» встречается фраза: «Лучше новое купить, чем старое чинить». Как и множество других пророческих анти-утопических описаний и цитат, эта фраза прекрасно характеризует потребительскую модель поведения нынешнего общества. И вот почему.
Дело в том, что производство товаров широкого потребления лежит в основе так называемой «экономики роста». А её целью сегодня является не рост для удовлетворения нужд и потребностей людей, а просто рост ради роста (идеология раковых клеток, не так ли?). А как добиться постоянного роста? Покупать, покупать, покупать! Если потребитель не будет этого делать, экономика расти не будет.
Но как заставить человека покупать то, что у него и так уже есть? Здесь в работу берётся механизм «запланированного устаревания». Как понятно из названия, термин этот означает контроль срока эксплуатации товара. И речь идёт даже не столько о сроке технической эксплуатации, сколько о сроке, в течение которого товар является модным, трендовым и популярным.
Именно для этого нам на головы спущена рекламная машина, которая день и ночь внушает, что надевать, каким телефоном пользоваться, на какой машине ездить, что есть, где спать и проч. Она нам объясняет, что сейчас модно, а что нет.
Человек без критического мышления легко ведётся на такую пропаганду. Именно на желании потребителя приобрести более новый товар намного раньше, чем это необходимо, и базируется инструмент запланированного устаревания.
Вся индустрия производства товаров заточена на то, чтобы производить изысканный хлам с коротким сроком годности. Ещё на стадии дизайна и инженерии определяется жизненный цикл товара. Его разработка и создание ведутся таким образом, чтобы после выхода из строя товар не подлежал ремонту, а исключительно был заменён новым.
Вернёмся к автомобилям. В 80-90 годы ресурс некоторых двигателей составлял миллион километров. В наше время он едва превышает 400 тысяч. Технологии шагнули назад или так просто выгодней? Немаловажен тот факт, что стоимость одного агрегата авто может составлять половину стоимости новой машины. Тем самым тебе показывают, что купить новое выгоднее, чем отремонтировать старое.
А мода на новые телефоны уже давно перешла в раздел психиатрии. Ежегодно выходят новые модели, отличающиеся от прошлогодних на 3-5%. Но их цена исчисляется сотнями тысяч. В то время как телефон, купленный в прошлом году, потеряет до 70% стоимости. Но люди готовы брать ежегодно кредиты, чтобы соответствовать статусу.
Создание запланированного устаревания положило начало обществу потребления в том виде, в котором мы его знаем сейчас. Все началось в 1924 году — с лампочки! Тогда в Женеве был учреждён первый всемирный картель под названием «Феб», целью которого был контроль производства лампочек по всему миру и раздел мирового рынка. Он объединял производителей электроламп многих стран Европы, Азии, Австралии и даже колоний Африки.
Первая коммерческая лампочка Эдисона к 1924 году имела срок службы до 2500 часов эксплуатации. «Феб» же обязал всех производителей уменьшить срок эксплуатации до 1000 часов. За нарушение данной установки производители серьёзно штрафовались. В 1925 для этих целей был создан «Комитет тысячи часов», который строго следил за выполнением предписания.
Таким образом, обыкновенная лампа накаливания стала пробным камнем системы запланированного устаревания. Механизм его распространился и на многие другие товары. Уже в 1928 году американский торговый журнал «Printers’ Ink» начал педалировать идею о том, что товар, которому нет износа, является буквально трагедией для производителя. В дальнейшем товаропроизводство росло, а цены снижались. Люди покупали уже не по необходимости, а просто ради развлечения.
Несколько лет спустя с подачи крупного американского магната от недвижимости Бернарда Лондона систему запланированного устаревания хотели даже возвести в ранг закона и придать ему обязательный принудительный характер. Но эту идею не восприняли всерьёз, не поддержали, и закон принят не был.
Однако запланированное устаревание всё же не давало покоя производителям. И десятилетие спустя, в 50-е годы, идея возникла вновь. Правда, было одно существенное отличие — насаждать необходимость запланированного устаревания нужно не методом кнута, а методом пряника.
Началось массовое воздействие на сознание потребителя. Методика такого воздействия заключалась в том, чтобы вызвать у покупателя недовольство товаром, который совсем недавно так ему нравился. Необходимо было любыми путями убедить его сбыть устаревший товар по бросовой цене и купить более современный и модный.
Ведь всё чаще покупателей интересует внешний вид товара. Определяющими признаками становятся новизна, красота и новаторство. Маркетинговые ухищрения производителей вызывали у потребителей непреодолимое и постоянное желание купить новую модель. Уровень потребления рос день ото дня. Свобода и счастье, достигаемые безудержным потреблением, стали образцом жизни Америки 50-х годов и основополагающими столпами современного общества потребления.
На первый взгляд кажется, что из всего вышесказанного следует, что страдает только покупатель в силу постоянной необходимости покупать, которую ему взрастили в голове. Но проблема куда обширней даже в планетарном масштабе. Часто можно встретить ужасающие статьи о том, что в Тихом океане существуют огромные мусорные острова, которые своими размерами превосходят некоторые европейские страны. Это как раз побочный продукт «экономики роста» и всепланетарной идеологии потребления.
К сожалению, мировые производители не ставят себе задачу заботы об экологии и правильной и безопасной утилизации изделий, как бы красиво они ни провозглашали обратное. Да и те объёмы мусора, которые производит нынешнее общество потребления, не могут быть переработаны эффективно в принципе.
Экологические проблемы решаются, как правило, за счёт стран третьего мира. Туда свозятся устаревшая и неисправная техника, электроника и прочий хлам, которые в развитых странах уже никому не нужны. Международное право запрещает вывоз электронных отходов. Однако производители идут на хитрость — классифицируют отходы как подержанные товары. Свыше 80% таких «товаров» не подлежат ремонту и отправляются прямиком на свалку.
Кому-то кажется, что отправкой мусора в другие страны можно решить проблему экологии. Однако отходы человечества на самом деле никуда бесследно исчезнуть не могут, они накапливаются.
Но самое страшное, что человек перестал созидать. Как ни банально, но мы перестали думать о глобальном. Каждого человека, как и государство в целом, уже мало заботят покорение космоса или развитие науки. Всё упёрлось в прибыль.
Создание новых технологий — хорошо, но главное, чтобы они упростили и снизили цену на производство товаров, которые потом поступят в продажу, вопрос только, по какой цене. Лекарства производятся с целью получения прибыли. Вопрос только в том, когда круг бесконечного потребления разорвётся и что станет тому причиной: полное перенасыщение потребительского рынка, а следовательно, крах ценностей материалистического общества. Или же люди исчерпают свой ресурс.
Андрей КАЧУРОВ
Ставрополь
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 16 ноября 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.