15 сентября — международный день демократии
Международный день демократии (International Day of Democracy) установлен Генеральной ассамблеей ООН в 2007 году (резолюция A/RES/62/7) и отмечается ежегодно 15 сентября. Эта дата приурочена к 20-й годовщине первой международной конференции новых и восстановленных демократий, которая отмечалась в 2008 году.
ООН предложила государствам, а также региональным, межправительственным и неправительственным организациям принять новый праздник, как повод обратить внимание на состояние демократии в мире. Ведь демократия, это не только цель, но и процесс, и только при полном участии и поддержке международного сообщества, государственных органов власти, общества и отдельных граждан идеалы демократии можно осуществить для каждого человека в каждом уголке мира. Об актуальности этой проблемы большевики и коммунисты говорят более ста лет.
«Буржуазия вынуждена лицемерить и называть «общенародной властью» или демократией вообще, или чистой демократией (буржуазную) демократическую республику, на деле представляющую из себя диктатуру буржуазии, диктатуру эксплуататоров над трудящимися массами. Шейдеманы и Каутские, Аустерлицы и Реннеры (теперь, к сожалению, при помощи Фридриха Адлера) поддерживают эту ложь и это лицемерие. А марксисты, коммунисты, разоблачают его и говорят рабочим и трудящимся массам прямую и открытую правду: на деле демократическая республика, учредительное собрание, всенародные выборы и т. п. есть диктатура буржуазии, и для освобождения труда от ига капитала нет иного пути, как смена этой диктатуры диктатурой пролетариата. Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнёта капитала, от лжи, фальши, лицемерия буржуазной демократии, этой демократии для богатых, в состоянии установить демократию для бедных, т.е. сделать блага демократии доступными фактически для рабочих и беднейших крестьян, тогда как теперь (даже и при самой демократической — буржуазной — республике) эти блага демократии фактически недоступны громадному большинству трудящихся».
«О демократии и диктатуре», 1918 г.
В.И. ЛЕНИН.
*******
В.И. Ленин рассматривал буржуазную демократию как форму классового господства буржуазии на том или ином этапе развития капиталистического общества. Демократия как власть народа меняется под влиянием изменения общественно-политического строя, классовых отношений в обществе. Она не может быть одной и той же для всех времен и народов, находясь в зависимости от материальной основы жизни общества.
Вопросы демократии, имея большое социальное значение, всегда находились и находятся в центре идеологической борьбы капитализма и социализма.
В.И. Ленин, развивая учение К. Маркса и Ф. Энгельса о буржуазной и социалистической демократии, глубоко и всесторонне обосновал сущность буржуазной демократии как политической системы эпохи империализма. Он отмечал, что «при капитализме демократизм сужен, сжат, урезан, изуродован всей обстановкой наемного рабства, нужды и нищеты масс».
В.И. Ленин неразрывно связывал демократию с политической свободой народа, т.е. свободой народа распоряжаться своими общенародными, государственными делами. «Политическая свобода, — писал он, — означает право народа выбирать своих гласных (депутатов) в Государственную думу (парламент). Все законы должны обсуждаться и издаваться, все налоги и подати назначаться только этой выбранной самим народом Государственной думой (парламентом). Политическая свобода означает право народа самому выбирать себе всех чиновников, устраивать всякие сходки для обсуждения всех государственных дел, издавать без всякого разрешения, какие угодно книги и газеты».
В.И. Ленин считал борьбу рабочего класса за освобождение от капиталистической эксплуатации борьбой политической, т.е. борьбой за влияние на государственные дела, на управление государством, на издание законов. «Достижение политической свободы, – писал он, – становится «насущным делом рабочих», потому что без нее рабочие не имеют и не могут иметь никакого влияния на государственные дела и таким образом неизбежно остаются бесправным, униженным, бессловесным классом».
В.И. Ленин, развивая учение К. Маркса и Ф. Энгельса о социалистической революции, считал, что, независимо от формы, в которой она может произойти, должна быть установлена диктатура рабочего класса. Её политической формой станет пролетарская демократия.
В работе «Программа Российской социал-демократической рабочей партии» В.И. Ленин писал, что после низвержения царского самодержавия и замены его республикой на основе демократической конституции должны быть обеспечены:
— самодержавие народа;
— всеобщее равное и прямое избирательное право при выборах в законодательное собрание и все местные органы самоуправления для граждан, достигших 21 года;
— тайное голосование при выборах;
— право каждого избираться и быть избранным во все представительные собрания;
— жалованье народным представителям;
— неприкосновенность личности и жилищ граждан;
— неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек, союзов;
— свобода передвижения и промыслов;
— уничтожение сословий и полная равноправность всех граждан, независимо от пола, религии и расы;
— признание права на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства;
— предоставление каждому гражданину права преследовать каждого чиновника перед судом без жалобы по начальству;
— замена постоянного войска всеобщим вооружением народов;
— всеобщее бесплатное и обязательное до 16 лет образование;
— снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства;
— отделение церкви от государства и школы от церкви.
Определяя сущность религии, В.И. Ленин писал, что «Религия есть один из видов духовного гнёта, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т.п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живёт чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешёвое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие».
В.И. Ленин подчёркивал, что пролетарская, социалистическая демократия не только провозглашает права и свободы граждан, но и обеспечивает переход от формального равенства граждан к фактическому. Буржуазия не способна на последовательный демократизм, она фактически предаёт дело свободы.
В.И. Ленин считал, что религия должна быть частным делом по отношению к государству, т.е. религиозные организации не должны быть связаны с государственной властью. Каждый гражданин должен свободно исповедовать любую религию или быть атеистом. Между гражданами в их правах не должно быть никакого различия в зависимости от религиозных верований. По мнению В. И. Ленина в официальных документах не должно упоминаться вероисповедание граждан. Государство не должно выдавать государственные денежные средства церковным и религиозным обществам. Граждане не должны быть в зависимости от государственной церкви. Церковь должна быть полностью отделена от государства и школы. Бороться с религиозными взглядами на жизнь надо только идейными методами, прессой, убеждением словом.
Одновременно В.И. Ленин подчёркивал, что по отношению к партии социалистического пролетариата религия не может быть частным делом. В.И. Ленин обращал внимание на роль реакционной буржуазии в разжигании религиозной вражды, чтобы отвлечь трудящихся от борьбы за свои экономические и политические права.
Раскрывая и пропагандируя марксистско-ленинское учение о буржуазной демократии как формы классового господства буржуазии, И.В. Сталин писал, что капиталисты имеют свои частные профессиональные интересы, для реализации которых они создают экономические организации. Но у них ещё есть и общеклассовые интересы, направленные на укрепление капитализма, для чего необходимы политическая борьба и политические партии. Для капиталистов коренным вопросом является вопрос о власти.
«Не бывает и не может быть при капитализме действительных «свобод» для эксплуатируемых масс… — писал И.В. Сталин, — Не бывает и не может быть при капитализме действительного участия эксплуатируемых масс в управлении страной, хотя бы потому, что при самых демократических порядках в условиях капитализма правительства ставятся не народом, а Ротшильдами и Стингесами, Рокфеллерами и Морганами. Демократия при капитализме есть демократия капиталистическая, демократия эксплуатируемого меньшинства, покоящегося на ограничении прав эксплуатируемого большинства и направленная против этого большинства».
Л.Д. САМАРСКАЯ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 21 сентября 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.