Игра. Зачастую несложное занятие основной целью, которой является развлечение. Перечень игр огромен: настольные, компьютерные, спортивные, развивающие и прочие. Основная целевая аудитория- дети. В силу творческого мышления и детской фантазии начиная с самого раннего возраста дети вовлечены в игры.
Для девочек это куклы, «дочки-матери», а для мальчишек различные войнушки. Сколько разных игр было придумано ребятами с использованием одной лишь палки. Если она длинная — то это копьё, и вот уже дружная орава бежит на охоту, выслеживая неведомого зверя. Или удочка, а вокруг бескрайний океан, наполненный огромными китами. Или автомат, и двор превращается в поле боя. Каждый куст — укрепление, каждая яма — окоп. Дворы становятся полем боя, стадионом, островом с сокровищами и пиратами.
И так будет всегда. Дети будут расти, возможно, изменятся игры. На место сражений Великой Отечественной придут космические, но ребята будут играть.
А что же с теми, кто вышел из возраста дворовых игр?
У них они тоже будут, только другие, соответствующие их возрасту. Кто-то с головой погрузится в интерактивные игры: компьютеры, телефоны, спортивные или выберет настольные. Но они будут продолжать играть.
Ведь игра остаётся верным спутником долгие годы. Играющий может получить новые навыки, научится работать в коллективе. Через игровой процесс можно формировать ценности. И это игры уже совсем другого порядка, требующие должного подхода к организации и проведению, носящие характер государственных. И такие существуют. Яркий тому пример — молодёжная военно-спортивная игра «Зарница», в которой принимают участие сборные команды молодёжных общественных объединений и учащихся образовательных организаций. Участвуют дети от шести лет и старше.
Впервые «Зарница»была проведена в СССР и представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. Пионеры делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. «Зарница» являлась частью системы начальной военной подготовки школьников.
Первые правила разработала учительница Зоя Кротова из села Мысы Краснокамского района Пермской области, а 23 февраля 1964 года была проведена первая совместная игра с военными.
Официально Всесоюзная «Зарница» была организована в СССР в 1967 году ЦК ВЛКСМ, Центральным Советом пионерской организации, Главным политическим управлением Советской Армии и редакцией газеты «Пионерская правда», при которой был создан Главный штаб игры. Целью было военно-патриотическое воспитание советской молодёжи.
В январе 1967 года «Пионерская правда» напечатала Положение и приказ №1 первого командующего игрой Героя Советского Союза маршала артиллерии Василия Ивановича Казакова.
Своим приказом маршал поставил задачу создать юнармейские батальоны, обучить молодёжь навыкам армейской жизни, а также воспитывать её в духе любви к Родине и готовности противостоять любым врагам. Участвовать в игре мог каждый школьник 6-8-х классов.
Летом 1967 года прошёл первый финал Всесоюзной игры, в котором приняли участие 33 лучших отряда юнармейцев. Финальная операция «Зарницы» была проведена в Севастополе и завершилась штурмом знаменитой Сапун-горы.
Подростки постарше играли в схожую военно-спортивную игру «Орлёнок». Их цель зависела от возраста играющих, а условия варьировались от простого срывания бумажных погон с игроков другой команды до самых настоящих военных учений с привлечением бронетехники, дымовых шашек и взрывпакетов. Часто игры проходили на территории воинских частей, и тогда их план составлялся при участии кадровых военных.
В настоящее время «Зарница»- комплекс мероприятий, нацеленный на воспитание патриотизма. Она позволяет её участникам проникнуться любовью и уважением к своей стране, глубже понять её историю, традиции и достижения. Соревнуясь между собой, игроки отвечают на вопросы, связанные с историей и культурой России.
Один из главных принципов игры — сплочение. Участники объединяются в команды, что способствует развитию взаимопомощи и командного духа. Вместе они исследуют исторические события, изучают факты и детали, обсуждают вопросы и делятся своими знаниями. Это не только позволяет им углубить своё понимание истории, но и развивает коммуникационные навыки, умение работать в коллективе и стремление к сотрудничеству.
Участники имеют возможность посетить реальные исторические места, увидеть своими глазами олицетворение исторических событий. Это позволяет им почувствовать глубину национального наследия, вдохновиться идеями и подвигами наших предков, оценить ценность местных традиций и обычаев.
«Зарница» также способствует развитию у игроков гражданской ответственности. Она наделяет молодёжь навыками критического мышления, анализа информации и принятия взвешенных решений. Игра подталкивает участников к активной позиции в стремлении изменения развития своей страны и её общества к лучшему. Формирует у них понимание того, что каждый человек вне зависимости от своего возраста может внести вклад в будущее.
Если говорить конкретнее о целях данной игры, то их можно сгруппировать следующим образом:
Военно-патриотическое воспитание направлено на формирование патриотических ценностей, любви к Родине, гордости за свою страну и уважения к военным традициям.
Популяризация военной истории позволяет игрокам лучше понять и оценить значимость и вклад военных действий и событий в истории своей страны.
Развитие навыков и качеств, необходимых для службы в армии. Игроки могут получить опыт в организации командной работы, стратегическом мышлении, принятии решений и преодолении трудностей.
Повышение физподготовки и развитие физических навыков. В игре часто используются элементы упражнений и тренировок, что способствует укреплению здоровья и развитию физических способностей участников.
Создание межличностных связей и дружественных отношений. Участники могут сформировать командный дух, научиться работать в коллективе, установить новые контакты и развить свои социальные навыки.
«Зарница»позволяет не только организовать досуг молодёжи, но и заложить общегосударственные ценности и уважение к ним. А следовательно, мы говорим о патриотическом воспитании подрастающих поколений — первоочередной задаче государства.
Данный подход очень интересен, ведь в период взросления для подросткового ума монотонные лекции скучны, и он легче воспринимает информацию через игровой процесс. Но заниматься им нужно организованно, что зачастую сложно. На региональном уровне проведение игры закреплено за преподавательским составом образовательных учреждений. Однако в нашем потребительском обществе отношение к ней выражается по принципу «организуем для отчётности». Но в деле патриотического воспитания такой подход губителен.
Важно не просто провести практическую часть, но и тесно сплести её с теоретической, создав единый сплав. И этим должны заниматься постоянно не просто назначенные люди, а заинтересованные, способные увлечь. Ведь когда человек горит своим делом, он зажигает интерес и у окружающих. В этом и кроется основная проблема. Провести военно-спортивную игру несложно. Сложнее посеять правильное зерно в деле патриотического воспитания подрастающих поколений и взрастить его, сформировав настоящего человека.
Андрей КАЧУРОВ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 3 августа 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.