Подводная лодка «С-13» под командованием капитана 27 3-го ранга Александра Ивановича Маринеско 30 января 1945 г. потопила к северо-западу от Данцигской бухты германский лайнер «Вильгельм Густлоф». Погибли по разным данным от пяти до восьми тысяч человек.
9 февраля та же подводная лодка «С-13» потопила пароход «Генерал Штойбен» водоизмещением в 14 660 тонн. За боевые успехи в этом походе подводная лодка «С-13» была награждена орденом Красного Знамени.
Находившийся на борту лайнера и оставшийся в живых гитлеровский офицер Гейнц Шен в своей книге «Гибель «Вильгельма Густлофа», изданной в Западной Германии, подтверждает, что 30 января 1945 года недалеко от Данцига «Вильгельм Густлоф» был торпедирован советской подводной лодкой, в результате чего погибли более пяти тысяч человек. «Если этот случай можно считать катастрофой, — пишет автор, — то это несомненно была самая большая катастрофа в истории мореплавания, по сравнению с которой даже гибель «Титаника», столкнувшегося в 1913 году с айсбергом, — ничто».
Трагедия «Титаника» потрясла тогда всё человечество. О «Вильгельме Густлофе» не жалел никто.
Гейнц Шен пишет: «Утром 29 января в Готенхафн прибыл ещё один госпитальный поезд, раненых разместили на солнечной палубе, и теперь на борту находились порядка 7-8 тысяч человек, но сколько их было точно, установить не удалось и по сей день…
В качестве противоздушной обороны на верхней палубе установили пару зенитных орудий. Спасательными средствами были обеспечены 60% пассажиров.
Я был назначен старшиной зенитного расчёта. Моя вахта началась в 21.00. Всё было тихо и спокойно. И вдруг, где-то в 21.10, раздались взрывы. Сначала я подумал, что мы наскочили на мины. Но позже узнал, что нас поразили торпеды, выпущенные советской подлодкой С-13, ею командовал Александр Маринеско. Тысячи людей впали в панику. Многие начали прыгать за борт в ледяные воды Балтики. Сначала судно накренилось на правый борт, но затем выпрямилось, и в это время в лайнер попала ещё одна торпеда в район бака.
Некоторое время я стоял на солнечной палубе, наблюдая этот кошмар. Некоторые семьи и отдельные люди, у которых было личное оружие, предпочли застрелиться, нежели погибнуть гораздо более мучительной смертью в ледяной воде и мраке. А тысячи других продолжали цепляться за лайнер, в то время как он продолжал погружаться…»
В начале февраля 1945 года в Крыму собрались главы правительств союзных держав, чтобы обсудить меры, обеспечивающие окончательный разгром фашистской Германии, и наметить пути послевоенного устройства мира.
На первом же заседании в Ливадийском дворце в Ялте У. Черчилль спросил Сталина: Когда советские войска захватят Данциг, где сосредоточено большое количество строящихся и готовых немецких подводных лодок?
Но английский премьер запоздал со своим вопросом. В Данциге уже слышались залпы советских орудий. С крупнейшего фашистского «Густлофа» спаслись только 996 человек из приблизительно 8 000 находившихся на борту.
Цена атаки века была для гитлеровцев большой трагедией. На «Густлофе» погиб цвет немецкого подводного флота — 3 700 моряков, которыми можно было бы укомплектовать от 70 до 80 подводных лодок.
«Это была блестящая военная операция, благодаря которой инициатива господства в морской войне на Балтике была прочно перехвачена советскими моряками, — говорит заместитель директора музея подводных сил России имени А.И. Маринеско Юрий Лебедев. — Своими действиями подводная лодка «С-13» приблизила конец войны. Это был стратегический успех Cоветского Военно-Морского флота, а для Германии — крупнейшая морская катастрофа. Подвиг Маринеско состоит в том, что он уничтожил казавшийся непотопляемым символ нацизма, корабль-мечту, пропагандировавший третий рейх…
Генеральный консул Германии Ульрих Шенинг будучи в музее подводных сил России имени А.И. Маринеско оставил такую запись в Книге почётных посетителей: «Через 70 лет после трагических событий Второй мировой войны наконец наступило время, когда русские и немцы совместно строят будущее. К этому призывает гибель немецкого лайнера «Вильгельм Густлоф» в январе 1945 г.»…
Мать у Маринеско была украинкой, а отец служил в юности кочегаром на румынском военном корабле. После ссоры с начальством бежал в Россию и осел в Одессе. Подрастающий Александр ничего не боялся. В тринадцать лет начал плавать учеником матроса. В школе юнг ему как лучшему сократили срок обучения и без экзаменов перевели в мореходное училище. Затем — высшие курсы командного состава.
Всегда спокойный, уверенный, он был очень настойчив в достижении своих целей. Командуя кораблём, никогда не повышал голос, не кричал на подчинённых. Всё это создало ему непоколебимый авторитет, он заслужил любовь и уважение матросов.
Уже через год после того, как Маринеско принял подлодку «Малютка», она установила рекорд скорости погружения, успешнее всех провела торпедные стрельбы и в 1940 году была признана лучшей на Балтике.
В начале войны на маломощной «Малютке» Маринеско потопил транспорт водоизмещением 7 000 тонн и был награждён орденом Ленина. Александра Ивановича перевели на «С-13». В первом же походе с новым командиром лодка топит очередной фашистский транспорт. Ещё один орден — Красного Знамени.
Никакая учёба не дала того, что досталось от бога. В море он поступал вопреки законам подводной войны и даже логике. Атаковал порой со стороны немецкого берега, с мелководья, а уходил от погони — к месту потопления. Лез в самые опасные места, потому что его там не ждали, и в этой нелогичности была высшая логика.
На Балтике воевали тринадцать подводных лодок «эсок». Уцелела единственная под несчастливым номером.
Он ничего не боялся ни на море, ни на суше. Но в море был расчётлив и хитроумен.
Борис ЯГУБОВ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 27 июля 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.