Быстро сменяющиеся картинки, захватывающие внимание глаз, повествуют о сложном сюжете, разворачивающемся на экране телевизора. Частота этих картинок-кадров уже давно обрела постоянство и колеблется в пределах 25-30 кадров в секунду. Из набора этих фотокарточек складываются фильмы, передачи, сериалы, каждый из которых несёт свой смысл, скрытый посыл. Как в детском возрасте человека притягивали цветные картинки, так по прошествии многих лет они всё так же влекут его, трансформировав свой образ в стройный видеоряд.
Но куда увлекательней сюжеты, вплетённые в это буйство красок. В привычном нам мире телевизор давно занял почётное место, став центральным предметом интерьера. Несмотря на разнообразие программ от лёгких детских передач до ужасных по своей сути и содержанию фильмов возникает вопрос: стоит ли винить бездушную машину за такой подбор или всё же обратить своё внимание на самих создателей?
Нашему человеку всегда были интересны сюжеты, которые отражали мир, недоступный ему в повседневной жизни. Он мечтал о далёких космических просторах и тайнах мироздания. Однако большую часть времени он смотрел фильмы и передачи, созданные в духе времени и соответствующие культурным нормам и ценностям общества.
Так на рубеже XIX и XX веков французский изобретатель Луи Люмьер 13 февраля 1895 изобрёл киноаппарат для съёмки и проекции «движущихся фотографий», пригодный для коммерческого использования. Аппарат был запатентован и получил название «кинематограф», прибор представлял собой усовершенствование эдисоновского «кинетографа». 19 марта того же года он с братом Огюстом снимают в Лионе первый в истории человечества фильм.
Киноискусством той поры скорее было просто запечатленная на плёнку повседневность, будь то «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Но оно развивалось. И вот уже появлялись первые сценарии. Все быстро отметили, что кинематограф- очень хорошее средство для трансляции нужных мыслей в общество, проще говоря, пропаганды.
С приходом телевидения в большинство домов процесс одурманивания нужными установками свёлся к минимуму. Но мы отвлеклись. Что же интересовало граждан СССР? В период расцвета советского кинематографа в 1960-1980 годы телевидение было главным источником информации и развлечений для многих семей. Оно давало возможность познакомиться с различными жанрами и темами и играло важную роль в формировании общественного мнения и идеологии. Советские фильмы и программы можно условно разделить на несколько групп.
Одной из таких групп являлись фильмы, прославлявшие труд. Тема, которая вообще пронизывала практически все произведения советской эпохи, показывая его значимость и воспитывая к нему уважение. Примером можно назвать фильм режиссёра Ивана Лукинского «Иван Бровкин на Целине».
Вторая группа включает в себя историческое и патриотическое кино, которое рассказывало о подвигах советского народа во время Великой Отечественной войны и других исторических событиях. Оно восхищало героизмом и силой духа советских людей, было призвано показать потомкам все ужасы войны и подвиги миллионов.
Такие кинокартины, как«В зоне особого внимания» режиссёра Андрея Малюкова и «Ответный ход»Михаила Туманишвили про учения советских десантников и морских пехотинцев, поднимали авторитет и престиж Советской Армии. Миллионы мальчишек представляли себя на месте главных героев, а люди старшего поколения предавались приятным воспоминаниям о былой службе.
К третьей группе можно отнести легендарные советские комедии. Мастер своего дела Леонид Гайдай, который снял не один фильм, высмеивал пороки, недостойные советского гражданина. Лёгкие сюжеты, весёлые и ироничные ситуации дарили яркие эмоции и улыбку, позволяли отвлечься от повседневных забот.
В четвёртую группу можно выделить научную фантастику и приключения.
В период, когда вся страна жила грандиозными научными открытиями, освоением космоса, покорением морских глубин, такой жанр получил широкое распространение. В большей степени фильмы были сняты для юной аудитории, чтобы увлечь и заинтересовать пытливые умы. «Приключения Электроника» режиссёра Константина Бромберга, «Гостья из будущего» -научно-фантастический художественный фильм, снятый кинорежиссёром Павлом Арсеновым, те произведения, которые с замиранием сердца смотрят и сегодня.
Это лишь крошечная часть советской фильмографии. Но что же мы имеем сегодня? Что заполняет быт современного человека? Что транслирует, ставший плоским, как зеркало, экран телевизора? Попробуем разобраться, опираясь на вышеперечисленные группы.
Фильмы про труд потеряли свою актуальность, стали немодными, как, впрочем, и он сам в целом. Нынешний кинематограф показывает нам учителей или врачей, живущих скромной жизнью, противопоставляя им бизнесменов, а зачастую простых спекулянтов, с издёвкой подчеркивая всю статусность вторых.
Пропагандируется мысль, что честный труд не приносит никаких благ: ни душевных, ни, что самое важное в наше время, материальных. Если брать модный ещё недавно сюжет с приездом в столицу девушки из деревни, то окажется, что она должна пройти через домогательства, возможно, отсидеть в тюрьме, быть нищей и только потом, пройдя все тяготы и лишения, встретить богатого мужчину, который сделает её жизнь сказкой, попутно сотворив из неё содержанку.
И как же не вспомнить советский фильм режиссёра Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», где тоже провинциальная девушка обожглась, приехав в Москву, но благодаря собственному труду построила своё счастье. Такие схожие сюжеты, такие разные подачи.
С фильмами о Великой Отечественной войне, на первый взгляд, всё обстоит лучше. Но! Тема войны в наше время приобрела массовый характер. И это неудивительно, ведь она является мощным инструментом в патриотическом воспитании граждан, правда, ситуации и факты зачастую искажены.
Так случилось и в нашумевшем фильме «Зоя» режиссёров Леонида Пляскина и Максима Бриуса, где мотивы главной героини Зои Космодемьянской максимально отдалены от идеологической составляющей в сторону божественной. И это свойственно современным фильмам: преуменьшать, замалчивать значимость советской идеологии, зачастую заменяя её божественным промыслом.
А армия теперь представляется чем-то несерьёзным. Дедовщина, разгильдяи командиры- так представлял её сериал «Солдаты», продержавшийся в эфире девять лет.
Современные комедии… Юмор скатился до уровня пошлых анекдотов. Сюжеты абсурдны, персонажи пластиковые. Большая часть шуток построена на вульгарности и унижении других людей. Скажем спасибо ситуационным комедиям-ситкомам с их закадровым смехом, обозначающем места, где нужно смеяться. Всё просто и примитивно. Об иронии можно забыть — всё в лоб и как можно пошлее. Похоже на сюжет с парком развлечений мультсериала «Незнайка на Луне», где главный герой говорит«Главное братцы, ни о чем не думать! Весело и ладно!».
И, наконец, научная фантастика и приключения. С этим в современном кинематографе не задалось. Фантастика — всё больше калька с западных фильмов. Оно и правильно. В стране, где амбиции открывателей и исследователей свелись к минимуму, сложно мечтать о звёздах. А если подобные фильмы и снимаются, то к науке они имеют косвенное отношение.
С детскими приключениями ситуация похожа. Их мало снимают; детские фильмы сложная штука. Здесь нужно понимать, о чём ты повествуешь и что ты хочешь донести до детей. Без единого государственного подхода сделать это очень сложно, куда проще лепить на компьютере мультики, лишённые смысла.
Но главное кроется в другом. Телевидение и кинематограф советской эпохи были неотъемлемой частью культуры и идеологии. Это была задача государства. И снимались фильмы государственными киностудиями по его заказу. А сейчас мы имеем россыпь частных киностудий, главной задачей которых является отбить затраты и заработать. Главный критерий успешности фильма — кассовые сборы. А значит, «кино про подумать» — это не про нас. Нас пичкают красивой картинкой, эффектными взрывами и супергероями. Главное, чтобы пришли и купили билет.
Ну и, конечно, наши любимые телеканалы. Куда без них. Гроздья дурмана.
Начнём с Первого. Нескончаемый поток пропаганды, и всё как нужно: крики, оскорбления, ругань. Словно собачья свора. Переключаем на ОРТ, он же «Россия».Череда дешёвых мелодрам, а вместо реклам- пропагандистские передачи.
Идём на НТВ — кровь, убийства, взятки, насилие… СТС- молодёжный, развлекательный с пустым юмором и нескончаемым потоком новомодных «звёзд», рождённых Интернетом. Любителям заговоров — РЕН-ТВ. Что ни день, то прилетают пришельцы, окружают рептилоиды, падают метеориты, всемирные заговоры. Позиционирующий себя комедийным, ТНТ с максимально пошлым юмором. Канал, одурманивающий головы всей молодёжи. И мистический ТВ-3 с гаданиями и потусторонними силами.
Ты, главное, смотри, зритель. Выбирай свой дурман. На любой вкус. И ни о чём не думай. Всё на экране, смотри и не задавай лишних вопросов. Всё для тебя.
Андрей КАЧУРОВ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 20 июля 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.