В тамбуре перед лестницей в апартаменты пенсионного фонда краевого центра по улице Ленина, 415, на площади 200-летия висит это стихотворение о пожилых людях.
Не обижайте стариков,
Пусть эта истина банальна,
Она прошла сквозь тьму веков,
Звучит чуть-чуть патриархально.
Не обижайте стариков,
Порой им трудно жить на свете,
А их обидеть так легко,
Они обидчивы, как дети.
Ребячьи слёзы-светлячки,
Их тут же дети забывают,
Но если плачут старики,
Как гвозди в душу забивают.
О, бойтесь стариковских слёз,
Они падут на нашу совесть,
Я это поняла всерьёз,
Лишь нынче к старости готовясь.
Автор сумел выразить всю глубину своих чувств и переживаний, обращая внимание людей на чуткость и сострадание к пожилому человеку. Они касаются сотрудников пенсионного фонда, по роду работы связанных с этой категорией людей, ежедневно обращающихся со своими вопросами и просьбами.
Всю жизнь смолоду они трудились на полях и фермах, фабриках и заводах, предприятиях и учреждениях. В большинстве своём это люди советской эпохи, дети войны, ветераны труда, ставшие на закате жизни инвалидами, немощными, нуждающимися в государственной помощи и социальной защите, чутком и внимательном отношении к себе.
Многие из них слабо разбираются в хитросплетениях нынешней законодательной системы, плохо знают свои права, не могут правильно сформулировать требования и просьбы, робеют перед начальством и просто грубой формой обращения, с чем сталкиваются в повседневной жизни. Гордятся своими заслугами, советскими орденами и медалями, но стесняются быть с ними на виду, опасаются насмешек и оскорблений со стороны чванливого невежества. Находясь в общественных местах, теряются, не всегда твёрдо и аргументированно могут изложить просьбы, объяснить суть обращений.
Оказавшись в здании пенсионного фонда, клиенты, кем их здесь считают, должны обратиться в диспетчерскую службу, предъявив пакет требуемых документов. После их рассмотрения специалистом получают талон к другому специалисту по своему вопросу в так называемое «окно» – в кабинет сотрудника, принимающего решение по существу.
В 13 часов, время обеденного перерыва, все посетители изгоняются из офиса второго этажа на первый этаж. 45 минут толпятся в тесном коридорчике. Кто успеет, занимает место на стульях, рядком стоящих у стенки, остальные ожидают на улице.
Чем вызвана эта мера, не известно. Контингент инвалидов и пожилых людей вряд ли может представлять угрозу жизни сотрудникам и пенсионному фонду. Ведь он не банк с наличием больших денег и ценностей, чтобы мог привлечь внимание лихих людей. После перерыва охранник в форменной одежде с дубинкой на боку покидает лестничную площадку между этажами и занимает своё рабочее место в начале длинного коридора.
Посетители устремляются в офис, с трудом преодолевая лестничные пролёты. Стучат костыли и клюшки по мраморным ступеням, шаркают подошвы усталых старческих ног. Снова устраиваются на стульях по сторонам коридора, устремив взгляды на электронное табло, ждут своего номера…
Президент Путин, определяя задачи пенсионного фонда, обратил внимание его руководства на оказание гражданам максимума услуг без волокиты и лишних бумаг, быстрое рассмотрение и разрешение вопросов в одном окне, исключая таким образом бюрократические проволочки.
К сожалению, президент не указал чиновникам быть более вежливыми, терпимыми, снисходительными к пожилым людям.
И истолковывают благие пожелания в своих интересах, стараясь угодить начальству на случай проверок. Вот и появляются в присутственных местах над кабинетами окна с номерами специалистов, ведущих приём клиентов. Испытывая удовлетворение от того, что рекомендации президента считаются выполненными.
Познакомиться с деятельностью краевого пенсионного фонда меня заставили личные обстоятельства. Зная о большом потоке граждан, ежедневно обращающихся в фонд, я через Интернет заранее записался на приём к специалисту. Мне сообщили дату, номер талона и время приёма — 25 марта с. г., 11.00 часов, № 7153, окно 24. В указанное время я зашёл в «окно», назвав себя девушке-специалисту, попытался сообщить цель обращения, сославшись на предварительную запись, предъявив номер талона. Сотрудница, не отрываясь от бумаг, кратко ответила: «К диспетчеру». На мои возражения повторила требование. Ничего не оставалось, как последовать её указанию.
Диспетчер, уточнив цель обращения и ознакомившись с пакетом документов, вручила талон к специалисту № 4Б-07.
Примерно через полтора часа ожидания я был принят в окно № 33. Сотрудница, ознакомившись с документами, высказала недоумение, почему справка о составе семьи получена не в Совете микрорайона, затем усомнилась в действительности самой справки, выданной в ДУ-7, заявив, что она подписана одним лицом, т. е. паспортисткой, за себя и за директора. В оформлении документа было отказано.
Я был вынужден снова обращаться в ДУ-7 за новой справкой, оформленной в установленном порядке.
Не доверяя предварительной записи на приём к специалисту, 29 марта направился к руководителю клиентской службы пенсионного фонда Татьяне Сергеевне Кривенко, чтобы выяснить недоразумение в отказе мне в приёме специалистом 25 марта. Кривенко категорично заявила: в этом окне у нас специалиста нет, обращайтесь в диспетчерскую службу. Только после моего решительного требования предоставить встречу со специалистом она вручила мне талон № 4Б-013, заметив, что наступает время обеденного перерыва.
После обеда в течение получаса я был приглашён в окно № 13 и принят главным специалистом Анастасией Николаевной Артемьевой. При изучении представленных документов вновь возник вопрос, почему справка о составе семьи взята в домоуправлении, а не в Совете микрорайона. На что я ответил: домоуправление как организация – юридическое лицо, имеет свой банковский счёт, проводит все расчёты с населением, выполняет различные виды работ. В штате имеется паспортист, занимающийся постановкой на учёт и снятием с учёта в паспортной службе ОВД, ему дано право выдавать подобные справки на основании записей в домовой книге.
В конце концов, вопрос был положительно решён, я с облегчением покинул пенсионный фонд с его многочисленными и, как мне представляется, ненужными окнами, ибо окно – отверстие в стене для света и воздуха, а также промежутком в цикле работ (толковый словарь русского языка).
Зам. руководителя орготдела администрации Ленинского района Ставрополя Элеонора Валерьевна Демидова пояснила, что Советы микрорайонов упразднены ещё в 2012 году. Работу с населением проводят штатные сотрудники администрации. Странно, что об этом не знает руководство пенсионного фонда.
Оглушённые чёрствостью и равнодушием чванливого и высокомерного, безответственного и нередко самоуправного современного чиновничества, простые люди в присутственных местах чувствуют себя незащищёнными, молча сносят необоснованные требования и обиды. Вступать в спор и доказывать свою правоту надо не только уметь, но и владеть неоспоримыми фактами и материалами.
Поэтому нередко приходится слышать: что толку, плетью обуха не перешибешь… Остаётся рекомендовать нашему всесильному крупному и мелкому чиновничеству вспомнить актуальное во все времена, известное со школьной скамьи стихотворение Н. А. Некрасова «Размышление у парадного подъезда». Авось, оно разбудит в них сострадание к пожилому человеку, напомнит некоторым, что и они могут оказаться в роли просителя у парадного подъезда какого-либо присутственного места.
В. А. ДУРАНДИН.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» №18 (1123) на сайте ЦК КПРФ
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» №18 (1123) на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.