В этом очерке я хотел бы порассуждать о том, к чему приведёт или уже привело уничтожение образования в нашей стране. Я не буду давать оценку — хорошо или плохо. Только определённые мысли и некоторый анализ.
За время существования независимой России реформы коснулись всех сторон нашей жизни — культуры, армии, производства… Всего, пожалуй, не перечесть, ну и, конечно, образование. Поговорим о нём.
Целью любой системы образования в обществе является достижение максимальной просвещённости этого общества. И не важно, о какой стороне или предмете мы говорим. Человек должен быть всесторонне развит, иметь определённые познания в истории, обществознании, математике и прочее. Это не я придумал. Наглядный пример древняя Греция, где в школах Афин стремились заложить основу в человеке как умственно, морально и физически развитого, грамотного.
Достигнуть этого возможно лишь, предоставляя равные возможности всем в получении образования. Человек, получивший образование, — не значит образованный. В СССР основным достижением системы были доступность и обязательность образования, прежде всего начального и среднего, на любом этапе становления государства. В то время говорили и сейчас, слава богу, не отрицают, что оно было лучшим. Так скажите на милость, зачем менять то, что было лучшим на сомнительное и даже враждебное?
Дьявол кроется в деталях, ответ на поверхности. Деньги! Кому-то было выгодно развалить, уничтожить все те достижения в этой области в угоду господам из-за океана. Причём уничтожение происходит до сих пор.
Тот же самый пресловутый и набивший оскомину ЕГЭ. Ведь понятно, что не может гражданин страны стать всесторонне образованным, отгадывая тесты. Безусловно, плюсы в этом есть, например, возможность без вступительных экзаменов на общих основаниях поступить в ВУЗ. Но насколько оправданно жертвовать многосторонним твёрдым получением знаний в целом всех школьников в угоду этому фактору? Это вопрос.
А не лучше ли сдавать вступительные экзамены для всех на общих основаниях, обеспечивая их доступность, но вместе с тем иметь в стране абсолютно бесплатное высшее образование?
Конечно, есть умные ребята, которые знают, творят, изобретают… Им необходимы особые условия для развития их способностей — технопарки, учебные центры. Но и в Советском Союзе немало уделяли этому внимание — кружки, секции. Мы же говорим об обществе в целом. Ведь нетрудно заметить, что оно стало, мягко говоря, малограмотным.
Не всё сможет исправить программа в компьютере. Это прямая дорога к деградации личности, а в конечном итоге её умственной неполноценности. Есть другая не менее важная роль образования. Человек не может считаться образованным, если он не воспитан.
Кто в СССР занимался воспитанием? Правильно! Школа, комсомол, коллектив. Семья. Но и она проходила все этапы воспитания в обществе. В школе ребёнок получал ещё и трудовое воспитание: уборка классов, территорий, уроки труда. Теперь же привлечение детей к наведению порядка во многих школах стало считаться проявлением эксплуатации их труда. Не маразм ли?
Кто-то ответит за это? Вряд ли. Как и за отмену начальной военной подготовки и невключение её в срочном порядке в программу в наше очень непростое время, когда мы стоим перед конкретным, а не выдуманным врагом.
Может, кто и хочет вернуться на круги своя, где нами правил Запад, дождаться богатых хозяев, разморозить свои активы за рубежом. Не исключено. И этому надо противостоять. Даже в мелочах, языке…
Отменить «толерантность» и вернуть «интернационализм» и «братство», забыть «человек мира» и вспомнить «патриотизм» и «одна Родина», а вместо «успешный менеджер» — «наставник», «опыт» и т.д. Всё это закладывается воспитанием не только в семье, но и в школе на уроках истории, литературы и других предметов.
Наверное, стало не такой уж редкостью идти по улице, на которой слышится детский мат. А в транспорте юноши в большинстве своём не уступают место старшим, в дверях не пропускают женщину. Виноваты семья, школа? Нет! Вся система, построенная на основах, как это банально ни звучит, достижений капитализма, где правят деньги и только выгода, где не думают о будущем, потому что это невыгодно сейчас.
А ведь мы были и должны стремиться быть первыми!
Когда я учился в Московском авиационном институте, нам преподаватели рассказывали, как они в порядке обмена ездили в США и Канаду читать различные лекции. Значит, было достойное образование, которым мы гордились. Это признавал весь мир и перенимал наш опыт.
Так в чём же кроется загадка замены лучшего на очевидно худшее? Ведь сколько на чёрное не говори белое, оно даже не посереет.
Деньги, различные гранды, написанные докторские и кандидатские.
Ну и уж совсем не хотелось бы думать, что прав был Лев Николаевич Толстой: «Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения…». Есть время всё исправить, и я верю, что так и будет. По-другому нельзя.
Ведь если не найдётся козлёнок, который, как в старой доброй сказке, мог бы сосчитать до десяти, то кораблик может пойти ко дну.
Герман ЛОПАТИН.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 11 мая 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.